Уж больно много ставит Harley-Davidson на это новое для них направление Приключенчеров и много где собирается, судя по премьере намеченной на 13 июля, использовать свой новый мотор Revolution 1250.
Многим интересно, как она Пан Америка. Oпишу первые впечатления о HD Pan Americа 1250. У меня комплектация Special, купил примерно за 2 млн.
Текст: Арсений Кракович, фото Freerider и Арсений Кракович
Подробнее по этой ссылке о цифрах и технике мотоцикла
Проехал пока всего 400 км из них 25% грунт. Даже номера еще не поставил. ПТС электронный. ДКП нету. То есть вообще документов на мотоцикл нет. На заправке в Сосново подошли гаишники и долго спрашивали как мотоцикл. Магия бренда.
Езжу на разных мотоциклах. Для поездок по России использую Гуся 1250 (2019), так что буду сравнивать Панамку с ним. Есть плохие и хорошие новости. Начнем с плохих.
Условные обозначения:
Косячок - ерунда, можно исправить своими силами или смириться или привыкнуть , в общем на скорость не влияет.
Косяк - гложет, раздражает, придётся попотеть самому исправляя, привыкнуть и смирится сложно, тем более когда есть Гусь.
МегаКосяк - попахивает серьезными недопродажами, возможна в теории отзывная компания, влияет на скорость, безопасность, комфорт и, как следствие, доза удовольствия меньше.
Косячки
- Реализован бесключевой доступ, но бак и блокировка руля на ключе, неудобно- привык на ГС к хорошему, надо делать все бесключевое.
- есть система подсветки поворотов, реализовано дедовским методом включения правой/левой части доп-фары. Работает от гироскопа при наклоне мота на, ВНИМАНИЕ!!!, 5-10 градусов!!! Это значит, что когда едешь по прямой, огибая машины, эта штука мигает как кот Базилио в фильме про Буратино.
В перекладках по извилистой дороге ребята и девчата в автомобилях реально думают, что ты им мигаешь, хочешь их обогнать в закрытом повороте и начинают действовать непредсказуемо, шнырять по дороге, оттормаживаться.
Боюсь, что на Кавказе и Кубани, "уважаемые" на Ладах-Приорах, вообще воспримут это как вызов на поединок, с самыми веселыми последствиями.
Когда ветровое стекло поднято, то свет от этой фары проникает в щель над дисплеем и слепит. Меня раздражает немного. Но надеюсь, что эту опцию можно отключить в настройках, пока не разбирался, ну или провод из этой допфары выдернуть. В конце концов.
Есть с чем сравнить. У моего BMW К1600GT поток света поворачивается зеркалом при поворотах, а у самой последней версии Гуся 21 года вообще адаптивная новая фара с переменным пучком. Уровень это уже другой.
- Боковая подставка , ну вообще не эндуро, кажется хлипкой, площадка маленькая по площади опорная и вязнет в песке, грунте. И когда выставил, то надо делать как все Харлеисты на тяжелых мотах: пятиться немного назад, что бы встала правильно. Я не привык и чуть не завалил, хорошо что это не не 400 кг, а 250 поэтому удержал.
-=Почему мотоцикл нельзя ставить на подножку?=-
- все настройки делаются когда мот на нейтрали, даже если стоит на опоре. Вот надо на склоне настроиться: будь любезен жми тормоз одной рукой, а тыкай другой. Неудобно.
- тут цепь , не ремень как у HD и не кардан как у Гуся. А её надо мазать и поддягивать, это геморой , особенно если ты в интересных местах , а смазки (нужной смазки) в радиусе 1000км нет.
А еще в стандартной комплектации нет центральной подставки, а без нее процесс смазки и подтягивания, если ты один, совсем не рутина.
Косяки
- в рекламе , в видео мот снимают с правой стороны и не спроста. Так он красивый, V-образный и гармоничный мотор. Ничего лишнего.
А левая его сторона похожа на часть космического корабля из фильма "Чужие" , с множеством трубочек, проводков, выступающих частей. Даже свечные провода висят свободно, а если кусты ветки или в мотоботах с застежками, то можно и зацепить . Наверное весело будет забираясь в горку в лесу в режиме эндуро выдернуть свечной провод. Ребята из Харлей-Лахта прониклись моему замечанию и прихватили хомутиком , как будто так и было). Я вот по опыту знаю, что когда приключенчер роняешь, то редко на идеальную плоскость, которой он касается лишь тремя точками. Обычно он падает на камни, в грунтовой колее или на бревна. Вероятность того, что это будет левая сторона высока так что возможностей повредить катушку, патрубки, провода, вентилятор и т.д. немалая. Слишком открыто. Наверное сделают для него доп-Адвенчер дуги. Штатные дуги комплектации Special не спасут.
- передняя вилка обычная телескопическая и она очень чувствительна к ямкам, удары отдаются по рукам. При торможении передним тормозом немного, но клюёт. Однозначно не сравнить с БМВ вилкой Телелевер.
40 лет эволюции Гуся дают абсолютный комфорт и распределение ударов по всей раме, а не в руль прямой наводкой. И Гусь не клюёт.
- не хватает квикшифтера!!! Ну в 21 веке нужен он, нужен. Почти на всех БМВ он ставится в стоке.
МегаКосяки
- расстроен, но это тормоза, особенно задний. Первые 50 км надеялся, думал: может новые, может в консерванте, притрутся. Но нет, хоть и Brembo, но видимо не тот размер и их недостаточно!
При схожей массе Пан Америки с Гусем тормоза на последнем на 30-50% более эффективны при схожей реакции и усилии.
Очень похоже на тормоза Электрички или Роад Глайда (на них я проехал немало по США), родовая черта что ли?
Пытался понять как так? Моя версия: недостаточная полезная площадь поверхности тормозных дисков и маленькая площадь поверхности колодок. Задний тормозной диск реально маленький и еще там кант нерабочий по 5 мм!!! Для такого динамичного мота, да что там САМОГО динамичного в линейке HD этого мало! Не знаю как так получилось? Думаю надо мне потратиться на тюнинг.
Еду по Приморскому шоссе 100-120, а там пешеходы из кустов, как выскочут, хоть и видел их заранее, но остановился с испариной.
Надо дилерам писать в H-D пусть решают этот вопрос.
- система охлаждения. Радиатор огромный и он обдувается вентилятором, который дует тебе прямо в левую ногу, а это так на минутку, воздух +50-70°. Даже с правой стороны где глушак проходит греет меньше. Про шорты можно забыть, ну это может и к лучшему.
Питер конечно северный город, но на неделе было +35°, я ехал +33°и офигевал даже на 150 км/ч от этого потока тепла. Могли бы уж дефлектор поставить.
Тепловой поток забирается и под сиденье, оно всегда теплое и поэтому шансы встретиться с простатитом раньше положенного увеличиваются.
Уролог мне рассказывал, что у нашего брата радиатор охлаждения сверхважного узла это мошонка, и использование подогрева надо мужичкам избегать. А вот на ПанАме это будет летом не просто.
Понял, что Гусь холодильник в сравнении с Панамкой. Там основной поток тепла идет вниз!
Хорошие Новости
- Мотор отличный, едет бодро!
Конечно тут один большой специалист Небылицкий писал про ПанАму, что вибраций на порядок (а это в 10раз) меньше чем у Гуся. Так вот он не прав. Вибрации тут есть и не меньше, просто они вертикальные ( мне захотелось их назвать табуреточные). А на Гусе горизонтальные и мне они больше по душе, они что-ли благороднее. Но это дело вкуса и пока нам не выдали всем электромоторчики , будем наслаждаться вибрациями ДВС.
- Дисплей читаемый, информативный, легко осваиваемый, интуитивно понятный, я вот на Дукати Скремблере так и не осилил, например, а тут сразу все ясно. Хоть и инструкции мне пока не дали.
- Режимы движения, то что надо , их всего на Панаме есть 6: дождь, дорожный, спорт, эндуро, А, В. Последние два это настраиваемые под себя. И там есть всё всё всё для настройки: мотор, абс, торможение двигателем, жесткость подвески и КЛИРЕНС!!! и еще что-то.
Очень понятно, доходчиво и на русском!!! Есть конечно особенности перевода, но это мелочи.
На Гусе тоже есть режимы : дождь, дорога, динамик, эндуро и юзер. Но я на Гусе явных, кардинальных отличий не чувствую, так немного.
На ПанАме реально спорт так спорт, эндуро прямо эндуро. Особенно это мотора касается. Спорт жарит ого-го, динамика супер, вот прямо от Харли не ожидал!
- есть настраиваемая опция приседания на остановках (изменяемый клиренс), опускается так же при включении зажигания, очень удобная вещь для небольших ростом райдеров. Работает!
- ветрозащита нормальная и не убогая!
Номеров еще нет, поэтому ехал по КАДу и увлёкся безнаказанностью, что плохо - осуждаю, а там блин 216 км/ч и не сдувает в верхнем положении стекла (их 2). Даже голова не болтается на такой скорости. 150км/ч вообще суперкомфортно.
Мне кажется , что ветрозащита у ПанАмы лучше штатной Гусиной.
- рулится отлично, как Гусь, но тот более вальяжный, а этот более дерзкий. Для города это неплохо. В общем дело вкуса и стиля езды райдера.
- горшков в стороны нет, поэтому в междурядье психологически проще.
- на грунте рулежка ок, нет вопросов кроме вилки передней. См. выше.
- более высокого центра тяжести я не почувствовал.
- резина отличная асфальт/грунт 80/20 аналог Michelin Anakee Adventur, но с буквами HD, поэтому к цене +50%.
- в меню есть самодиагностика , там много разделов агрегатов и узлов. Все в кодах, но можно скачать справочник и вдали от дилерской родины разобраться что глючит. Можно ошибки самому удалять, этого на Гусе нет.
У меня на 200 км загорелась ошибка двигателя и он перешел в защищенный режим работы. Плавный газ, скорость до 110. Расстроился, поехал к дилеру HD Лахта, ребята быстро поправили и меня научили. Так что тревога была ложной.
- еще можно подключить телефон и на дисплей навигацию транслировать, но пока почему то приложение в России не качается.
Пока 2 дня катаю изучил не всё, но позитива получил, ушла горечь поражения нашей сборной.
Резюме
Интересный , достойный мот, обречен на популярность среди HOGов точно.
Харлей это харизма , общение, тусовка и многие поклонники марки болезненно для себя воспринимают покупку другой марки, тем более если мот один.
Ввиду моего круга общения, довольно часто доводится кататься с Харлеистами на своем GS. И очень часто после таких выездов случалось, что кто-то из них обязательно покупал Гуся как второй мот, ну или задумывался о покупке.
Харлеисты линейкой HD -приключенчеров не избалованы (так сказать слаще морковки ничего ели), думаю, что они примут модель с восторгом, и у многих откроются новые навыки и горизонты, возникнут PanAm HOGи, география будет расширена, модель усовершенствована.
Но 40 лет эволюции GS будет нагнать не просто. В BMW не будут сидеть на попе ровно и ждать. Надеюсь. Качество сборки GS на мой глаз выше, но это компенсируется лояльностью владельцев HD.
Однако главный критерий в приключенчере это надежность, а как с этим делом у ПанАмки покажет ближайшие пара-тройка лет.
А нам всем, чем больше конкуренции и чем шире представленность в самом, на мой взгляд, перспективном в мотоциклизме сегменте Приключенчеров - тем лучше!
UPD
1600 км на ХД Пан Америке.
Один гигантский плюс который покрывает все минусы и детские болячки, это НОВЫЙ МОТОР 1250 см3.
ДЕРЗКИЙ, РЕЗВЫЙ, он реально очень крут. Провоцирует на достаточно агрессивную езду.
Не знаю какие там цифры, я просто юзер и для меня мотор реальное удовольствие - когда выкручиваешь прямо улыбаешься, он без напряга выстреливает. Мотор-РАКЕТА! Ехал 226 км/ч уверенно , по моему для Харлея это КОСМОС!
По основным недостаткам и их устранению.
1. Тормоза вялые - уверен HD исправит или придётся затюнить самому.
2. Вилка жесткая , ну не Телелевер, так же как у всех Турэндуро кроме Гуся, это наверное жесткий патент БМВ и они это охраняют. Можно и нужно с вилкой смириться, исправлять точно не будут.
3. Греется очень, но большой спец по прошивкам Tim Usachev говорит можно с этим что- то сделать перепрошив, опыт на V-ROD был, охлаждали прошивками.
Катал в 17 градусов и в дождь и не так уж и жарко и попа быстро сохнет. Зимой так вообще это будет достоинством. Хотя как мы на них в Африку поедем не понимаю, а как на Байкал и в Монголию понимаю.
4. Квика нет, но точно будет. Я уже и отвык быстро.
Все остальные недоработки реально мелочь поправимая.
Приложение HD научился ставить мимо ПлейМаркета (в российском плеймаркете его нет) и оно прикольное. Это не только навигация на дисплее мота, но это своего рода соцсеть, там есть мероприятия и рекомендуемые маршруты в твоем регионе. Написано где какое мероприятие, когда и сколько мотоциклистов зачекинились. Идея очень хорошая. По навигации и приложению Харлей опередил БМВ , где только стрелки на экране, социума и проекте нет.
Все остальные недоработки, ерунда и решаемы. А вот такой мотор сделать это ого-го!
Как с надежностью у Панамы покажет время. Важна и отзывчивость дилеров по гарантии и скорость ремонтов.
Пока мне даже ТО-1 не пройти, нет расходников, но уверен это будет решено и раздувать проблему не стоит, но в головной офис HD в Милуоки маляву накатаю обязательно. Понятно, что расходники должны ехать впереди новых мотов а не спустя месяц. Для немцев в BMW Motorrad это нонсенс или ночной кошмар.
Итого:
Мне мот нравится рулится нормально, динамика супер, мотор огненный, для меня это теперь и городской мотоцикл №1.
Это будет сложный выбор (GS vs PanAm) для тех кто хочет иметь только одного турэндурика.
Есть возможность - надо брать, во всяком случае это в 100 раз лучше и правильнее для пацанов чем 6-7м2 бетонной коробки в СПб или сколько там 2-5 м2 в МСК))).
Инвестиции должны быть не в недвижку , а в движку ёпрст! Эмоции тут, а не там!)))
Ждем ТО и продолжаем наблюдения
А пока в Суздаль на надежном BMW R1200RS, по прозвищу Ослик).