Пожалуй, что одним из ключевых навыков, который важно передать своему ребёнку, является навык критического мышления.
В современном мире всё чаще встречается "кликовое или клиповое мышление".
Когда выводы делаются по заголовкам статей. Когда принимается во внимание только одна точка зрения. Когда нет ни желания, ни возможности глубоко изучить ситуацию, и сделать обоснованный вывод.
Критически мыслящий ребёнок умеет легко и спокойно обосновывать свою точку зрения, выводы и действия.
Критическое мышление позволяет жить своей, а не навязанной жизнью. И иметь своё взвешенное мнение.
Несколько приёмов, как формировать критическое мышление у ребёнка.
1. "Что было дальше".
Расскажите ему часть какого-то сюжета, сказки, фильма, мультфильма, книги. В какой-то момент остановитесь и спросите
- как ты думаешь, что могло быть дальше?
2. "Как ты понимаешь смысл".
Расскажите ребёнку пословицу, поговорку, афоризм и т.д. И спросите.
- как ты это понимаешь, в чём смысл?
3. "Если...., то....".
Можно обсуждать любые ситуации, как реальные так и фантастические.
Родитель предлагает ситуацию. Как ты думаешь, что было бы, если бы....
Допустим:
- если бы человек жил по 300 лет...
- если бы не нужно было ходить в школу...
и т.д.
С более взрослыми детьми, можно уже обсуждать более серьезные аспекты реальной жизни.
Интересным приёмом для подростков является игра "3 раунда".
Суть.
В первом раунде дискуссии два участника: родитель и ребёнок выступают с своих полярных позиций. Один приводит аргументы и защищает свою точку зрения, второй свою.
Во втором раунде происходит "обмен майками". То есть нужно защитить позицию собеседника. Встать на его сторону, добавить своих аргументов.
В третьем раунде идёт общий поиск "золотой середины". Задача прийти к тому, что любая крайняя позиция деструктивна. А истина, чаще всего где-то посередине. Просто обладатель любой крайней позиции, не хочет ни слушать ни слышать чужого мнения.
Таким приемами и подходами можно помогать формированию у ребёнка критического мышления.
Именно через подход "3 раунда" мы прорабатывали со старшим сыном некоторые вопросы связанные с политикой, религией и пр.
Ещё очень хорошо помогает навык принятия решений. Чем чаще ребёнку приходится принимать самостоятельные решения, и чем более разнообразные и нестандартные ситуации, в которых необходимо выбрать и принять оптимальное решение, тем лучше.
Важно конечно, чтобы и у самих родителей было критическое мышление. Иначе бесполезно прививать ребёнку то, чего у самих нет.
Всем добра и критического мышления.