За последние полгода обратилось несколько клиентов, купивших в автосалонах автомобили, бывшие в употреблении (б/у).
Их всех объединяет одно – недоведение до них информации об истинном техническом состоянии машины и то, у кого они ее купили.
В изученных мною договорах купли-продажи автосалоны выступают в роли посредника между собственником (продавцом) и покупателем (моим клиентом).
Для справки – посредничество возможно по двум моделям:
1) посредник действует от своего имени и по поручению собственника машины
2) посредник действует от имени и по поручению собственника.
Первая модель – классическая комиссионная торговля, в том числе и автомобилями. Она регулируется Правилами продажи товаров, принятых на комиссию и продажи автомобилей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.20 №243.
Всем известно, что продавец комиссионной машины действует от своего имени и при наличии в проданном автомобиле недостатка, о котором вы не знали до заключения договора, ответственность будет нести комиссионный магазин (комиссионер), а не собственник автомобиля, сданного на комиссию.
При продаже по второй модели автосалон выступает от имени собственника, и, при заключении с таким автосалоном договора, всю ответственность за качество автомобиля будет нести собственник автомобиля (не автосалон). Как правило, это физическое лицо.
В наших делах автосалоны используют различные схемы, сутью которых является перекладывание ответственности за скрытые недостатки б/у автомобилей, и любые другие, которые не заметил покупатель при осмотре, именно на собственника автомобиля, а не на автосалон.
Вывод:
- при покупке б/у автомобиля в автосалоне продавцом (собственником) должен быть автосалон, а не физическое лицо, от имени которого автосалон заключает договор. Либо автосалон должен действовать от СВОЕГО имени Именно слово «своего» имеет значение.
- недостатки б/у машины должны быть четко отражены в договоре. Например, «требуется замена ДВС». Но не так: «возможны дефекты ДВС».