Несколько дней назад я получил уведомление от одного из сервисов по прокату электро самокатов о том, что они временно прекращают работу в Санкт-Петербурге. Вполне ожидаемо, ведь острые дискуссии вокруг самокатной неразберихи длятся уже давно, и я бы даже сказал, что не дискуссии, а скандалы.
Почему же в Петербурге так тяжело приживаются самокаты, в отличии, например, от Москвы, где они работают уже не первый год. Откуда такое массовое негодование пешеходов в культурной столице? Давайте разберём все "за" и "против".
Как всё начиналось
В Петербурге действует как минимум 5 самокатных контор. Массово они начали работать только этой весной. Очень удобный сервис, сам активно пользуюсь. Доступность и простота - главное преимущество.
Самокаты можно просто оставлять на улице не пристегивая. Процесс взятия в аренду и сдачи занимает секунды. Всё делается через приложение. Парковки практически у каждой остановки или перекрёстка.
Удобно ездить до метро, магазина или просто кататься для удовольствия. В пределах района это быстрее и дешевле чем на такси.
Ещё год назад я завидовал москвичам, у них и удобный прокат велосипедов был, и самокаты. У нас же была неудачная попытка наладить вело-прокат под крылом местных властей, а о самокатах и речи не шло. И вот этой весной сервис отдали в частные руки и произошел настоящий бум. Город стал буквально заставлен самокатами.
Это и хорошо и плохо. Для самокатчиков хорошо, пешеходы же недовольны тем, как техника неаккуратно разбросана по улицам и остановкам. И именно с этого начались проблемы.
Чем не угодили самокаты
Вот некоторые жалуются, что общественное мнение ничего не значит, а всё-таки значит. Недовольные граждане достучались до властей и самокатные конторы прикрыли до времени.
Основные претензии такие:
- Техника не аккуратно раскидана по улицам. Мешает людям на остановках. Не эстетично.
- Периодические наезды на пешеходов, с тяжёлыми последствиями. Это, пожалуй, самая главная причина остановки проката самокатом в Питере.
- Нерадивые самокатчики "влетают" на проезжие части и провоцируют ДТП.
Мнения петербуржцев разделились. Сторонники самокатов приводят свои доводы:
- Сервис востребован, люди хотят иметь возможность таким образом передвигаться.
- Нельзя из-за нескольких нерадивых самокатчиков запрещать самокаты в целом.
- Чем наш город хуже других, почему везде всё работает нормально, а у нас нет.
По данным издания "Фонтанка" примерно 1/3 петербуржцев выступает категорически против самокатов, треть однозначно за, а вину на все инциденты возлагают на городские власти, которые не могут обеспечить горожан нормальными велодорожками. Остальная же часть не определилась.
Что делать
Сервис запретили до момента согласования правил со Смольным. Прошла даже новость, что соответствующие органы провели обыски в офисах прокатных контор. Власти в своём репертуаре, нагнать страху, успокоить страждущих, как будто обыск что-то решит.
А проблема на самом деле только в одном - нет инфраструктуры. Нет специальных дорожек. В Москве, например, вдоль всей Москва реки с двух сторон широченные пешеходные зоны с выделенной полосой для велосипедистов и самокатчиков. Места хватает всем.
У нас же набережные это просто "слёзы" - два человека с трудом разойдутся. Всё отдано автомобилистам. Практически везде вдоль набережных проложены трассы. Расширить можно только за счёт сокращения проезжей части.
В центре вообще мало удовольствия кататься на самокатах. Паребрики, разноуровневая плитка, водостоки. По Невскому вообще только по утрам можно проехать. Нормально прокатиться можно только в спальных районах с широкими улицами, ну и в нескольких местах в центре, например, на Крестовском острове.
Что касается регламента, то я не возлагаю на это больших надежд. Это такой тонкий вопрос, что на бумаге не пропишешь. Всё равно найдётся пара нерадивых, из-за которых самокатчиков будут ненавидеть.
Выводы
Если Петербург хочет быть современным городом, то самокатам всё равно быть, как и велопрокату. От этого никуда не деться.
Сейчас вопрос будет решаться регламентированием, ограничением мест парковки, скорости и мест, где можно кататься. Усилят ответственность, увеличат штрафы.
Но главное - инфраструктура. Её нужно менять. А это огромные средства. Пока такое сделали только в Москве и то частично. Найдутся ли деньги у Питера?
И вот пока дописывал статью, пришло уведомление, что самокаты снова появились в городе. Как и ожидал, скорость ограничили с 25 до 20 км/час, в некоторых местах до 15 км/час, введены ограничения по парковкам, нельзя кататься по Невскому, на Дворцовой, Исаакиевской, Сенатской площади и в ряде других мест в центре.
А что вы думаете по поводу электро самокатов? Что делать, чтобы всех устраивало? Если они вам мешают, то чем? Если пользуетесь, то чем это удобно.