По сети бродит картинка, которая повествует о том, будто бы новый для завода "Коммунар" "Запорожец"-966 был скопирован с Nsu Prinz 4 1961 года. Не ведаю, чем руководствовался автор тех картинок, но там не учтён один очень значимый факт: ЗАЗ-966 проделал долгий путь от эскизов до серийного производства. К его разработке приступили сразу, как только освоили ЗАЗ-965. Серийный 966-й сохранит ряд черт, которые просматриваются уже на эскизах 1960 года. А именно - стремительные линии кузова, начинающиеся от фары заканчивающиеся у заднего фонаря, похожего на сопло ракеты. Экспериментальный образец первой серии, построенный в 1960 году сохранил настроение, заданное эскизами (фото). Второй и третий варианты тоже имели некоторые пересечения. Но информации о том, что они сохранились до наших дней, нет.
Зато прототип 4 серии сохранился! Он находится в запасниках Московского Политехнического Музея. Построенный примерно в 1964 году, он ещё значительно отличается от серийного автомобиля (фото).
Запорожский автомобильный завод не ограничивался производством автомобилей: он делал ещё и игрушки. И что удивительно, часть машинок, которые он выпускал, не была похожа на серийные автомобили, так как копировали они экспериментальные образцы.
Всё у него не такое, какое было у серийного автомобиля. Все линии, которые у серийного образца стремились к прямой, тут изогнуты. И в этом, оказывается, нет никакой ошибки: прототип 4 серии тоже такой.
Тут тоже всё выполнено так, как у прототипа 4 серии: по три прорези для вентиляции вместо четырёх у серийного (любопытно, что завод "Прогресс" сделал точно так же). И снова те же изогнутые линии :)
На фото плохо видно, но вместо номерного знака у машинки надпись "ЗАЗ-966". Именно с такими табличками автомобиль-прототип экспонировался на различных выставках.
Донышко отображает заднемоторную компоновку автомобиля. Ближе к передней оси размещена очень стильная эмблема родного автозавода.
Нестандартное решение со стойками крыши, выполненными единым целым со стёклами не добавляло правдоподобности, зато повышало прочность игрушечного автомобиля.
Более поздняя разработка - ЗАЗ-968М, устроена сложнее, и соответствует серийному автомобилю в большей мере. Но о ней - в другой раз :)
Год постройки прототипа: 1964 (ориентировочно)
Годы производства машинки: неизвестно - примерно до середины 1990-х
Тираж: нет данных
Масштаб: 1:34 (округлённо, по колёсной базе)
Производство: УССР, Украина, город Запорожье
Благодарю за внимание!
#хобби #коллекционирование #масштабные модели #игрушки #история