Найти тему
ТехноИнфо

Французская космонавтика: воздушно-космический самолет «Hermes»

Может быть, так выглядел бы старт ВКС «Hermes» после всех доработок
Может быть, так выглядел бы старт ВКС «Hermes» после всех доработок

Интерес к многоразовым космическим кораблям проявляли не только специалисты из НАСА. Европейские конструкторы предлагали интересные проекты, среди которых можно отметить двухступенчатый транспортный космический корабль французской компании «SHECMA» с «воздушным стартом». Однако проект «Шекма» не стал альтернативой «Спейс Шаттл» и был забыт.

-2

В 1976 году французы решили вернуться к созданию многоразового космического корабля, и Французским Национальным Центром космических исследований (CN ES) был представлен проект «Hermes». К промышленной разработке подключились фирмы «Аэроспасьяль» и «Дасо-Авиасьон».

«Гермес» - это воздушно-космический самолет со стреловидным крылом, расположенным в нижней части фюзеляжа, который выполнен по аэродинамической схеме «бесхвостка».

Вид самолета «Hermes» внутри
Вид самолета «Hermes» внутри

Окончательный внешний вид «Hermes» приобрел не сразу, а после долгих и мучительных поисков. Проект столько раз трансформировался, что его первоначальный облик был далек от конечного результата. По мнению экспертов и самих французов, даже финальная версия была далека от идеала.

-4

Компоновка так и не удалась конструкторам, чему препятствовали жесткие лимиты по массе, которые лимитировались выбранной схемой. В результате некоторые системы были расположены в одноразовый ресурсный модуль, который играл роль служебно-агрегатного отсека, и сбрасывался перед спуском.

«Гермес» в космосе
«Гермес» в космосе

Негерметичный отсек полезного груза - существенный недостаток «Гермеса». Габариты полезного груза ограничивались просветом люка стыковочного, что приводит к ощутимому снижению возможностей транспортного использования самолета.

Катастрофа «Челленджера»
Катастрофа «Челленджера»

Катастрофа американского «Челленджера» заставила конструкторов кардинально переработать проект. Экипаж сократили до трех человек, а для каждого рабочего места предусмотрели катапультируемое кресло «К-36», которое разработано для «Бурана».

Для вывода на орбиту самолета «Hermes» планировали использовать ракету-носитель «Ариан-5», а стартовой площадкой служил космодром Куру во Французской Гвиане. Воздушно-космический самолет в стартовом положении размещался сверху ракеты и имел полную массу орбитального корабля 21 т, сухой конструкции - 13,7 т. Масса полезного груза достигала 3 т.

Катапультируемое кресло К-36
Катапультируемое кресло К-36

Тесное сотрудничество французов с Советским Союзом позволило использовать наработки и богатый опыт СССР в космической сфере. Французские «спасьонавты» прошли курс обучения и овладели методиками полетов на воздушно-космических самолетах. Теплозащита «Hermes» заимствована у «Бурана». Советские методики гиперзвуковых аэродинамических расчетов стали доступны французским ученым.

Теплозащита «Бурана»
Теплозащита «Бурана»

Как ни старались французы, но в первой половине 1990-х они зашли в тупик. Им никак не удавалось уложиться в лимиты по массе при том, что при разработке ракеты-носителя «Ариан-5» расчетная масса выводимой полезной нагрузки снизилась настолько, что стала ниже значения, необходимого для вывода «Гермеса» на орбиту. Таким образом, когда стал вопрос о необходимости перепроектировать воздушно-космический самолет, проект был закрыт из-за отсутствия финансирования.

Статьи по теме:

Российские национальные орбитальные станции «Надежда» и «Русь»

Советское орбитальное оружие: от "Спирали" до "Лаптя"

Звезда КЭЦ или зачем человечеству орбитальные станции

Советская марсианская программа. Проект «МАВР»

Российские ионные двигатели перестали быть фантастикой

Комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на канал - будет много интересного!

По вопросам заказа текстов пишите @makxcc