Найти в Дзене
Жизнь как она есть

Как важно быть первым в своей жизни, а не просто порядковым номером

Оглавление

Когда я была совсем маленькой, а маму разрывали ее личные несостоявшиеся в силу времени амбиции, она пыталась сделать из меня круглую отличницу, хорошую девочку (вежливую, чтобы всегда улыбалась), а еще чемпионку мира по художественной гимнастике, параллельно вторую Уланову, а еще параллельно-параллельно великую пианистку. Это не считая ярлыков Ковалевской в математике, Каспарова в шахматах, ну и еще там пару другую великих.

Меня разрывали как резиновую куклу. После балетной студии мое тело в состоянии «алясгон» (это когда стоишь на одной ноге, а другая нога высоко поднята) тащили на уроки по фано (фортепиано). Я мало соображала, что же в результате маминых усилий из меня получится?

Шахматистка, которая играет в шахматы в позиции алясгон, наигрывая при этом левой рукой этюды Шопена? Каша-малаша из меня точно получилась.

В результате мама решила сосредоточиться на музыке, чтобы не распыляться. У балетных она услышала, что балерины, которые завязывали со своими карьерами, быстро толстели, а стать чемпионкой мира по художественной гимнастике мне в силу комплекции (мягко говоря) не светило.

Сосредоточившись на музыке, мама нашла учительницу, которая, занимаясь со мной на дому, должна была подготовить опять же меня для поступления в музыкальную школу. За меня взялись основательно. Учительницу ту я хорошо запомнила. Какая-то совсем не нашенская – блондинка, прямо как Кустинская из фильма «Три плюс два», талия как у Гурченко, улыбка в 32 фарфоровых зуба.

Наталья Кустинская, фото из интернета
Наталья Кустинская, фото из интернета

Она жила в двухкомнатной квартире, обставленной по временам конца шестидесятых просто офигенно – пианино заморское, хрустальные люстры, серванты, тоже наполненные хрусталями, везде мягкие ворсистые ковры, вазы с цветами и фруктами. Сама она меня встречала всегда в розовом пеньюаре.

Лариса Федоровна (так ее звали) обожала меня, скорее всего, из-за хороших денег, которые моя мама отваливала за мое блестящее музыкальное будущее. А я Ларисе Федоровне верила, потому что только она мне говорила, какая я красавица. Когда я рассказывала маме про ее восхищение, пардон, мною, то мама грубо обрывала меня:

- За такие бабки она и не такое скажет!

Музыка нас обеих (меня и мою учительницу) мало интересовала, она рассказывала мне про свою жизнь и про своего жениха, очень ревнивого армянина. Он постоянно звонил ей, пока я бренчала на заморском пианино, изображая гаммы. Потом Лариса Федоровна кормила меня шоколадками и пирожными.

После года занятий на дому я провалила экзамены в музыкальную школу.

Мне сразу же поставили диагноз, не совместимый с музыкой: «У девочки нет слуха».

Мама была в шоке.

Картина Васнецова "Опять двойка". Фото из интернета.
Картина Васнецова "Опять двойка". Фото из интернета.

Во-первых, мое музыкальное будущее и ее амбиции были под реальной угрозой. Во-вторых, она на тот момент вложила в музыкальную меня уже огромную сумму денег, это не считая пианино, купленного в кредит. Тот инструмент назывался «Беларусь» и занимал половину нашей маленькой квартиры. Я помню, что мама всегда накрывала его зеленым одеялом. Чтобы не запылился, наверное, и дожил до времен, когда я стану вторым Бетховеном.

Советское пианино "Беларусь", фото из интернета
Советское пианино "Беларусь", фото из интернета

А я не понимала, почему в маминых мечтах я всегда должна была быть кем-то «вторым»? Почему не первым?

Почему бы ей не разобраться, о чем я мечтаю, чего я хочу? Почему не отпустить меня по моей дороге, а не тащить по своей? Много вопросов, на которые я до сих пор не нашла ответов.

А тогда, после моего грандиозного провала в музыкальной школе, мама, не поверив в отсутствие моего слуха, потащила меня в другую музыкальную школу. Там на мой ушной дефект не обратили внимания, поскольку школа была то ли платной, то ли блатной, когда всех принимали по знакомству. В общем, с дороги, которая должна была привести меня к музыкальному Олимпу, мне не дали свернуть.

Бетховен писал музыку будучи глухим. Он слышал музыку изнутри. Я будучи совершенно слышащей никакую музыку не слышала. Внутри была пустота, а пианино и гаммы вызывали у меня рвотный рефлекс.

Кроме того, обучение в музыкальной школе наградило меня биполярным расстройством. Ну посудите сами. В обычной школе (до обеда) я была круглой отличницей, то есть прямо «Мисс Совершенство». Учителя таяли от умиления каждый раз, когда я открывала рот. Потом наступало «после обеда», когда я шла в музыкальную школу. Там все ровно наоборот. Учителя фыркали и многозначительно переглядывались между собой на моих академических концертах. Уроки сольфеджио были пыткой. А в школе той я слыла полной неудачницей и музыкальным лохом.

Вот с таким раздвоением личности я вступила в свою взрослую жизнь. Каждый раз, когда достигала хороших результатов, я ожидала подвоха.

Думала, вот наступит «после обеда», и все узнают, что я – самозванка и начнут тыкать в меня пальцем.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", фото из интернета
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", фото из интернета

Даже когда начала писать на Дзене, то, каждый раз открывая новое сообщение от читателей, ожидала, что вот сейчас напишут: «А ну-ка вон из наших рядов, самозванка несчастная! Ишь чего удумала, на Дзене писать и нам статистику портить!».

Инструмент мой мама продала, видимо, чтобы он не напоминал ей, какая чебурашка в результате у нее родилась, а вовсе не Ковалевская и не Уланова.

Я забила гвоздями все воспоминания, связанные с музыкальной школой. У меня самой родилась дочка, и я сразу решила – никакой музыки! А у нее, как оказалось, совершенный слух. И она всегда завидовала девочкам, которые ходят в музыкальную школу.

В общем, без пол литра, как говорят, не разберешься! А мама моя, кстати, не на того в нашем детском "казино" поставила. Вот у брата моего младшего был слух, и на скрипке он виртуозно играл, и в музыкальной школе его обожали. А она не в того поверила. Я же варварски запирала маленького брата вместе со скрипкой в туалете, чтобы не нервировал скрипичными граммами мою голову, в которой нет слуха.

А может быть, из него получился бы второй Паганини? Ну вот, и я туда же. Любим мы быть вторыми, третьими, только не первыми. Первыми мы рождаемся, а потом уже родители, общество, учителя, друзья и коллеги присваивают нам свои порядковые номера.