Найти тему
Remont1969

Броневик №2 Армии США. White Armored motor car №2. 1916. В погоне за Панчо Вилья.

В погоню за неуловимым разбойником и революционером Панчо Вильей в пески Мексики в 1916-м году двинулся первый армейский отряд бронированной техники их трех бронемашин, в том числе броневик получивший громкое название - Бронеавтомобиль №2 - Armored motor car №2 на шасси грузовика Уайт.

White Armored motor car №2/Armored motor car №2/Бронированный автомобиль №2 на шасси Уайт

Страна: САСШ

Год выпуска: 1916

Кол-во: 1

Шасси: White Motor Car Company;  Бронекорпус: Rock Island Arsenal.

Шасси: White Model TDB (1 1/2-tonn truck)

Вооружение: 1хBenet-Mercie .30-06 Cal Machine Rifle.

Масса пустого: 3632/Боевая масса: 4086

Размеры: 4370х1630х2030 мм

Бронирование: 3,75-5,1 мм

Экипаж: 4 чел

Двигатель: White 4L, 22,5 (36?)hp

Где посмотреть: National Infantry Museum and Soldier Center, 1775 Legacy Way, Columbus, Georgia 31903, United States

История Бронированного автомобиля №2 (Armored Motor Car No.2.), да и вообще бронетанковых сил Североамериканских Соединенных Штатов, началась в январе 1915-го года. Конгресс САСШ, обеспокоенный боевыми действиями в Европе, выделил на 1916 налоговый год сумму в 50 тысяч американских долларов (примерно 1 300 000 долларов в 2020-м) на закупку бронированных автомобилей. Ответственным за изготовление стал основной производственный цех сухопутных войск -Арсенал в Рок Айленде в Иллинойсе (Rock Island Arsenal (RIA). За выделенные 50 тысяч долларов США планировали приобрести 4 боевые машины. Первым было приобретено шасси грузовика Джеффери Квад, второе шасси от White Motor Car Company, компании которая наиболее активно продвигала свои станки военным, в том числе и в Европу.

-2

Уайт поставил на Арсенал в Рок Айленде шасси от полуторотонного грузовика Модель TBC. Хотя во многих источниках указывается, что мощность двигателя 36-40 л.с, что представляется маловероятным, так как на большинство своих грузовиков вплоть до 5-ти тонных Уайт моторс ставили один простой и надёжный двигатель мощностью 22,5 л.с. Машины Уйат типоразмеров 1,5-2 тонны Model TBC и 3-х тонный Model TAD, стали одними из самых массовых машин в армиях Антанты и их союзников. В России модель TAD стала прародителем семейства Ярославских довоенных грузовиков, во Франции на шасси White производили самую удачную серию пулеметно-пушечных бронеавтомобилей. На шасси Уйат для Национальной Гвардии Нью-Йорка, был выпущен броневик со стандартным кузовом БТР.

White 1 1/2 tn
White 1 1/2 tn

Занимаясь первыми броневыми машинами Арсенал в Рок-Айленде планировал предложить несколько разных вариантов, бронемашина на шасси Джеффери представляла из себя тяжелый бронеавтомобиль на шасси полноприводного грузовика, Уайт был однобашенным средним броневиком. Бронекорпус был спроектирован с учетом европейского опыта и был спроектирован очень рационально, защита радиатора и наклонная лобовая броня, пулеметная башня большого диаметра большая высота боевого отделения обеспечивали достаточный комфорт для экипажа. Из интересных решений можно отметить наличие справа на лобовой броне отсека управления фары-искателя для ведения ночного боя, которая была защищена и поднималась при применении.

-4

Размеры башни, кроме соображений удобства использования, были обусловлены и применяемым вооружением - американским вариантом ручного пулемёта Гочкисса - Benet-Mercie .30-06 Cal Machine Rifle с боковым кассетным питанием, увеличивавшим требуемое для его применения заброневое пространство в ширину с обоих сторон от пулемёта. В то же время "глубокое" расположение пулемета в башне ограничивало возможности маневра огнем. Кроме амбразуры для стрельбы вперед, на крыше башне был вырезан закрывающийся люк для зенитной стрельбы и ведения огня по верхним этажам домов и склонам гор и холмов.

-5

Первое применение боевых машин пехоты США было в рамках рейда на мексиканскую территорию отряда генерала Першинга в погоне за неуловимым и легендарным Панчо Вилла (The Punitive Expedition). САСШ стали на сторону Гарранза (Venustiano Carranza), но территория на севере Мексике находилась под контролем партизан. Войска Панчо Вилльи спровоцировали своей атакой на американский Колумбус на вторжение войск САСШ. Боевик рассчитывал, что войска Мексики и САСШ столкнулись бы с друг с другом, дав ему дополнительные висты. Вилья и его "банда" отступала в горы Чиуауа. Посланный в его погоню отряд Першинга из 7000 американских солдат, поддержанных авиацией, бронетехникой, кавалерией и моторизованной пехотой, имел задачей полной уничтожение Панчо Вильи и его боевиков.

Герои статьи на одной фотографии Панчо Вилла (Pancho Villa) под номером 5, Генерал Джон Першинг - 7 и Джордж Паттон - 8, в 1914-м на пограничной конференции.
Герои статьи на одной фотографии Панчо Вилла (Pancho Villa) под номером 5, Генерал Джон Першинг - 7 и Джордж Паттон - 8, в 1914-м на пограничной конференции.

Хотя операция и заняла больше времени, чем американцы рассчитывали, были уничтожены почти все "генералы" и разогнали боевые группы. Панчо Вилья ушел всего лишь с 30-ю бойцами, что не давало ему даже теоретической способности стать влиятельным национальным лидером. Со стороны Америки корпусом вторжение руководил Генерал Першинг, давший своё имя лучшем танку США, разработанному в годы Второй мировой, а кавалерией руководил Джордж “Black Jack” Патттон, в свою очередь давший имя основному танку холодной войны со стороны НАТО, до сих пор в различных вариантах стоящего на вооружении. Боевая группа Першинга представляла собой всю армию США в миниатюре. Кроме боевых задач военные решали вопросы проверки взаимодействия между родами войск и испытывали новые методы ведения боевых действия и новую технику, в частности бронеавтомобили.

-7

По итогам "боевого" применения в песках и саваннах Мексики отзыв о самих машинах был отрицательным, броневики были тяжелыми с ограниченной подвижность и недостаточным вооружением. С другой стороны и Першинг и Паттон стали ярыми сторонниками применения бронетанковой техники в Армии США. Несмотря на удачную компоновку и Броневик №1 на шасси Джеффери, и броневик №2 на шасси Уйат страдали общими болезнями, излечимыми при желании, но позволявшими полностью использовать их возможности в том виде, в котором машины поступили на "войсковые испытания". Арсенал в Рок-Айленде построил высокие и тяжёлые бронекорпуса, что привело к перегрузке шасси и низкой проходимости по слабым грунтам. Большие размеры и тонкая броня делали машины хорошей мишенью. Вооружение в виде ручного пулемёта для броневиков имело недостаточную огневую мощь, заряжание его было неудобно.

-8

Относительные неудачи с предложением Национальной Гвардии и Армии броневиков на шасси грузовиков Уайт не убили у производителя идею создать боевую машину для армии. Уже в 1917-м году Уайт мотор компани, поменяв партнеров по бронированию, предложил экспедиционному корпусу в Европе более легкий броневик. А White Armored motor car №2 после рейда в Мексику послужил на границе, потом был передан в Национальную гвардию и в итоге оказался в National Infantry Museum в Колумбусе, там где начиналась история БТТ Америки.

По теме американских бронетранспортеров Первой мировой можно почитать ещё:

Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.

Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.

Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.

Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!

О лучшем броневике на шасси Уайт:

Серийные автомитральезы. Часть 30. Automitrailleuse White. Mle 1917. Лучшая из возможного.

Источники:

STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40

ALBERT MROZ American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)

http://www.warwheels.net/WhiteACno2INDEX.html

https://www.militarytrader.com/military-vehicles/rolled-general-pershing

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц