Жители села Старобелокуриха (Алтайский район), расположенного в нескольких километрах от Белокурихи, объединились, чтобы готовить и продавать произведенную ими еду.
Почти как алтайский магазин „Еда рядом“ или федеральная „LavkaLavka“, где в основе концепции лежит реализация экологически чистых продуктов напрямую от фермеров розничным покупателям. В Старобелокурихе все получилось спонтанно. Просто возник общий чат с предложениями разных продуктов и полуфабрикатов от сельчан, туда стали активно добавляться клиенты — и закрутилось…
Взаимовыгодный обмен
Привычный звук уведомления WhatsApp: новые сообщения. „Пеку курники сегодня, кому?“, „В субботу доставка, котлеты, голубцы, пельмени…“, „Леночка, спасибо за торт…“, „Молоко кто‑нибудь продает?..“. Для горожан, гастрономический выбор которых по большей части ограничен магазинной едой, такая группа — просто находка. Жители села предлагают продукцию, выращенную на своих подворьях. Здесь можно купить хлеб, испеченный в настоящей русской печи на дровах, свежие овощи, молоко, яйца, домашние полуфабрикаты, выпечку и многое другое.
Для жителей села реализация таких продуктов — хороший способ получить дополнительную копеечку к не столь высокой зарплате или пенсии. По российскому законодательству выращенная в личных подсобных хозяйствах продукция животноводства и растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде) не облагается налогом — жители могут свободно продавать излишки продуктов со своих огородов и подворий. Есть лишь два ограничения: площадь земли в собственности не более 50 соток и отсутствие наемного труда.
От производителя потребителю, напрямую. Когда можно сократить число посредников или даже вовсе исключить их цепочку, выигрывают обе стороны: нет лишних затрат, а вопросы по качеству продукции можно адресовать лично. Затрат на рекламу тоже нет: свою роль вполне играет „сарафанное радио“. Вкусно — значит, будут покупать. Нет — ну извините. Доставку в Бийск никто из сельчан пока не делает (разве что будет крупный заказ, который окупит такую поездку), а вот в Белокуриху практически все привозят продукты бесплатно.
Как все началось
Алексей и Анна Манюковы — те самые люди, которые объединили своих односельчан этой идеей. В Старобелокуриху супруги переехали 5 лет назад из Великого Новгорода. Алексей работает завхозом в местной школе, Анна заведующей в сельском Доме культуры.
— Приехав сюда, мы сразу обратили внимание, какая здесь хорошая плодородная земля, мягкий климат, — рассказывает глава семьи. — Идея, что эта земля должна работать, буквально лежит на поверхности. Село всю жизнь кормило город: из‑за того, что у всех маленькие пенсии, маленькие зарплаты, постоянно приходится как‑то крутиться. Зарплаты хватает только на еду, какую‑то одежду, минимально. А в это время крыша валится, забор валится, на это денег уже нет… Молодые люди сейчас не занимаются огородами, работа и все — земля простаивает, и вид села некрасивый. Если все это объединить — климат, почву, нормальных работящих людей — в выигрыше будут все. И село будет выглядеть по‑другому.
— А какие зарплаты сейчас в Старобелокурихе?
— Хорошей считается зарплата в 15 тысяч рублей. Многие местные жители ездят работать в Белокуриху, до нее 7 км — там и зарплаты выше, и с графиком удобнее.
— Как у вас возникла идея подработки, связанная с продуктами, с чего все началось?
— Я пеку хлеб в русской печи, на дровах, все по‑настоящему, он бездрожжевой. Мы шесть лет делаем его для себя, а три года назад меня осенило: это же здоровье людей, здоровье нации! И я стал в школе продвигать идеи здорового питания, вручать хлеб, дарить, акции рекламные устраивать, спонсор небольшой тогда появился. В Белокуриху едешь за родниковой водой к Дуняшкиному ключу, там пообщаешься с людьми, познакомишься, о нас многие узнали, так родилась группа „Алтай хлебный“. Потом туда начали присоединяться другие люди, другие мастера, у них свои предложения по продуктам: пироги, пельмени. Постепенно в группе стало тесно, и мы несколько месяцев назад сделали отдельную, в первой остался только хлеб. А новая группа как раз и стала реализацией идеи „Село кормит город“. Жена сначала забраковала ее, это, мол, было давно. А я говорю: „Сейчас — в самый раз!“. Надо объединяться, надо действовать. Вместе придумали название „Ст. Белка кормит“. Выстрелила идея очень хорошо, мы набрали 250 с лишним человек, создали уже вторую группу (в WhatsApp есть ограничение по числу участников). И вот у нас и яйца, и молоко, и торты, и сухофрукты, различные полуфабрикаты, мясо, чего только нет. Новых мастеров приглашаем к сотрудничеству постоянно.
Анна и Алексей Манюковы из Старобелокурихи объединили односельчан идеей реализации домашней еды
Прибавка к пенсии
— Зря вы придумали этот репортаж! — говорит одна из участниц группы. Фотографироваться и называть свое имя в материале женщина отказалась — сначала согласилась, потом передумала. У нее есть опасения, что все это выйдет боком и сельчанам „придумают какие‑нибудь налоги“. Да, излишки с личных подсобных хозяйств продавать вроде как можно, но доверия государству все равно нет. Лучше не „светиться“ лишний раз, считают некоторые из них.
— А я знаете что скажу! — с чувством говорит она. — Пусть приходят и берут! Что с меня взять только? У меня пенсия 10 тысяч, на лекарства не хватает. И сейчас бы пошла еще и работала, но стоять не могу, вот дома занимаюсь. Минимум три дня в неделю.
Для еще одной участницы группы, Нины Михайловны Вишняковой, продажа продуктов через группу „Ст. Белка кормит“ — такая же возможность что‑то добавить к своей пенсии.
— Пенсия нищая, денег не хватает, — рассказывает она. — Увидела группу и решила попробовать! Пока только начинаю. Мне не надо много клиентов, 5–6 человек вполне достаточно, больше и возможности нет готовить. Всю жизнь работала в общепите, в школьной столовой, в садике. Очень люблю печь, в школе раньше мы всегда детям пекли сдобу, пиццу, блины. Сейчас школьное питание совсем не такое, гораздо проще… Все через закупки.
Сдобу, пирожки у Нины Михайловны часто заказывают в храм — пока длился пост, она готовила пирожки на постном тесте с картошкой, грибами, капустой, вареники с капустой и редькой. Еще одна „фишка“ мастера — миниатюрные пельмешки. Таких точно не купишь в магазине, ювелирная работа.
— Бывают дети, которых ничем не накормишь! А такие пельмени едят с удовольствием — вот сижу леплю, кто детям заказывает, — говорит она. — И мои внучата их любят.
Летом — сбор и переработка грибов, ягод, овощей с огорода — в группе появятся новые предложения. Мастера договорились между собой соблюдать принцип, что продают только свои продукты, стараясь делать их экологически чистыми, поменьше обрабатывать грядки удобрениями и химией. Но это уже на совести каждого, общего контроля нет.
Нина Михайловна Вишнякова знает много интересных рецептов. Например, лимонад из березового сока
Алтай хлебный
Супруги Манюковы хлеб сначала пекли в обычной духовке, а некоторое время назад купили небольшой домик, к которому прилагалась настоящая русская печь! Они называют это „божьим провиденьем“ — иначе бы и не родился „Алтай хлебный“.
Помимо выпечки хлеба на продажу, здесь проводят экскурсии для туристов, принимают школьные группы. Можно увидеть настоящую русскую печь, попробовать испеченный в ней хлеб. В избе старинные предметы быта соседствуют со вполне современными. Смолов цельнозерновую муку на маленькой электрической мельнице, Алексей и Анна замешивают тесто для блинов и прямо на глазах посетителей пекут на сковороде блинчики. Можно попробовать сделать это и самим. Блины из цельнозерновой муки на вкус совсем не похожи на обычные.
— Часто слышим такие отзывы: люди говорят, что ничего подобного раньше не кушали, им очень нравится, — рассказывает Анна. — Когда к нам приезжают школьники 5–7‑х классов из Бийска, Горно-Алтайска и мы рассказываем им о здоровом питании, показываем, как можно своими руками сделать хлеб, они все это пробуют, эмоции просто не передать. Это счастье! Бывает, просят дать блинчик с собой, чтобы угостить родителей. Здесь же мы показываем детям, как работает ткацкий станок, — я занимаюсь ткачеством. Большинство из них видят его впервые в жизни.
— Наш секрет в том, что мы берем самое лучшее, — говорит Алексей. — Органическое зерно закупаем у хозяйства под Тулой. Собственноручно перемалываем — получается живая мука, в ней отруби, крахмал, ядро. Все самое полезное, много клетчатки, необходимой каждому человеку для пищеварения, поддержки иммунитета. Вода из родника, мед с пасеки, никаких дрожжей — готовим на закваске. Хлеб готовится 12 часов, долго расстаивается, поднимается. Печь постоянно в работе — за неделю бывает и 8 выпечек. Сам процесс приготовления хлеба в русской печи требует большого мастерства — на ней нельзя выставить температуру, убавить, прибавить… Вот и получается совершенно уникальный продукт!
Цена булки хлеба долгого брожения выходит немаленькой — если она полностью из муки, смолотой вручную, то получается 250–260 рублей за буханку (но и вес — около килограмма, хлеб на закваске не такой воздушный как дрожжевой), а если смолотой муки к обычной добавляется только 10%, то 120–130 рублей. По сравнению с магазинным хлебом, конечно, дорого — Алексей признается, что покупают его продукт не очень охотно, но тем не менее свои покупатели, ценители есть.
— Как мы сейчас питаемся? Большинство магазинных продуктов рафинированные, — считает он. — Наша цель — оздоровить население. Детям на экскурсиях говорим об этом: читайте этикетки. Полезно или нет? И наша группа „Ст. Белка кормит“ — тоже вклад в здоровье населения. Чем короче путь от производителя до потребителя, тем лучше, теряют от этого только транснациональные компании, которые пичкают нас ГМО, всякими „ешками“ и т. д. И все, заработанное нами, идет на развитие. Куда мы эти деньги тратим? Мы строим новые заборы, хозпостройки. Мы не выводим средства куда‑то в офшоры. Тратим и зарабатываем там, где мы живем. И в этом государство только выигрывает, на мой взгляд!
Все выигрывают.
Фото Анны Наседкиной