Мне тут знакомый прислал статью про Ил-18 с сайта LIFE.RU с просьбой прокомментировать.
Ссылку давать не буду, кому интересно - сами найдут. Озаглавлена она так:
"Дикий мустанг советской авиации: как "проклятый" Ил-18 убивал лётчиков и пассажиров".
И далее целый мешок авторских фантазий
Например автор пишет: "... Ил-18 Хрущёву понравился — на дальнейшие работы по машине дали "зелёный свет", и процесс, что называется, пошёл. У новой машины были все шансы стать "бортом номер один"... Но в последний момент шансов на победу Ил-18 лишил Ту-114 — советский "супердальник".
Ну, для начала стоит упомянуть, что никаких "бортов номер один" в СССР тогда не было. Первоначально перевозкой первых лиц государства занимались 2-я авиационная дивизия особого назначения (2-АДОН, потом 2-ая АКДОН) и Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН).
Потом на базе МАГОН создали 235 летный отряд, в котором в разные временные периоды эксплуатировалось до 60 самолетов Ил-18. Известно множество фотографий руководства страны и в частности Хрущева на фоне и внутри Ил-18.
Да, были борта в комплектации "салон", но после нескольких лет эксплуатации их переделывали в обычные и передавали Аэрофлоту для эксплуатации на регулярных линиях.
А Ту-114 , который возил Хрущева в США принадлежал КБ Туполева и никаким "бортом номер один" не был.
Читаем дальше - "Облетать Ил-18, прямо как дикого мустанга, оказалось сложнее, чем казалось на первый взгляд. Машина постоянно "брыкалась" и норовила свалиться в штопор."
Вообще-то впервые читаю про проблемы с пилотированием. Были проблемы с двигателями, с радаром , но вот чтобы как "дикий мустанг" читаю в первый раз.
Life нагоняет жути:"самолёт стал пользоваться дурной славой — лётчики начали отказываться летать на нём, а те, что были наиболее опытными, теряли от стресса по три-четыре килограмма веса за каждый полёт."
Вот мне любопытно, на какой тип могли пересесть "отказавшиеся летать" лётчики ? Какой тип самолетов в то время был безаварийным? Про три-четыре кг. веса даже комментировать не буду. Добавлю только цитату из В.В.Ершова:
"Сейчас, завершая седьмой десяток лет жизни, я вспоминаю полеты на Ил-18 как прекрасный сон. Не было никаких происшествий, за которые может нынче зацепиться угасающая память. Все было ладно, гармонично, красиво, беззаботно. Вал положительных эмоций того времени подавил редкие ростки недовольства, и я даже не пытаюсь вспомнить, что же мешало тогда летать и жить. Я был счастлив тем, что прекрасная мечта сбылась, и все."
Продолжаем читать: "В середине 70-х после нескольких авиакатастроф самолёт серьёзно модернизировали — появилась новая система управления, приборы контроля, доработанная система пожаротушения и другое современное оборудование... "
Про серьезную модернизацию в середине 70-х опять же читаю впервые. Как раз к середине 70-х началось массовое списание Ил-18 вылетавших свой ресурс (35000 часов, потом подняли до 40000). Крайне маловероятны работы по модернизации типа , эксплуатация которого заканчивается.
Конечно вносились изменения при создании военных версий (Ил-20/22/38) , но это точно были не "системы управления".
В общем я понимаю, что Лайфу надо навыдумывать страшилок чтобы его читали. Но серьезно относиться к такому тексту не могу.