Всем привет, как известно производство гражданских самолётов в России не идёт ни с каким сравнением с успехами СССР в этом направлении. Однако ОАК не опускает руки и старается в непростое для нас время разрабатывать и производить гражданские самолеты. Речь конечно же не о штучном производстве самолётов разработанных ещё в СССР, а машины, спроектированные уже в 21-м веке и речь конечно же о SuperJet-100 и МС-21.
Несмотря на критику первого, произведено 210 единиц и в целом это не плохой лайнер если бы не огромное количество импортных комплектующих. В 90-х после распада СССР, нам обещали «золотые горы» и огромные перспективы рыночной экономики, разнообразие туалетной бумаги, колбасы и импортных шмоток, но главное, нужно было отказаться от собственной промышленности, ибо иностранные «друзья» все дадут во имя «демократии». Но чудо не произошло, как итог геополитические игры привели к блокированию поставок компонентов БРЭО и авионики в Россию для того же SuperJet-100 и сейчас судьба машины под вопросом.
Но есть и свет в конце «туннеля», а именно проект российского ближне-среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолёта с композитным крылом МС-21, который разработан на базе проекта Як-242. Правда и внаём импортных комплектующих не мало и поначалу ОАК наступали на одни и те же грабли, так как данный проект мог повторить судьбу SuperJet-100. Как не сложно догадаться всё пошло по тому же сценарию, санкции затронули и МС-21, однако есть одно, но! Машина разрабатывалась уже с учётом того, что доступ к импортным комплектующим могут прикрыть и именно это спасло самолёт.
Стоит отметить, санкции зацепили проект два раза и это сказалось на сроках серийного производства. Первый удар пришелся по БРЭО, ряд компаний таких как CTT System, Meggitt, Hamilton Sundstrand, UTC Aerospace Systems, Honeywell, Thales и Elbit Systems, полностью прекратили поставку авионики для МС-21. Однако с 2012 года для отечественной военной авионикой и БРЭО настали хорошие времена, концерн КРЭТ смог освоить сложные компоненты микроэлектроники, микропроцессоров, контроллеров, производство CMD элементов и не только, а, следовательно, вопрос по БРЭО для МС-21 был решен быстро и почти без проблем. Почему почти? А дело в том, что нашу авионику нужно сертифицировать, а это займёт время.
Чем ближе была дата серийного производства, тем больше проект раздражал наших "партнеров" и на волне политических страстей, на западе было принято решение, что такой проект крайне опасен и конкурентоспособен, а, следовательно, было бы не плохо его остановить, а тут как раз новая волна санкций и в этот раз нам прекратили поставлять ПКМ (полимерный композитный материал) для изготовления композитного крыла. Казалось бы, на этом всё, но одно из предприятий входящее в «Росатом» в Алабуге, за кратчайшие сроки смогло наладить производство собственного ПКМ, включая образцы с прочностью 5,6 ГПа и даже 6 ГПа, что на уровне тех, что поставляла японская Toho-Tenax.
В сети было много негатива по этому поводу, скептики неверии в то, что в России смогут так быстро создать свой аналог волокна и при этом освоить технологию изготовления из него готовых деталей крыла. Но на днях в цех Иркутского авиационного завода доставили консоль крыла, изготовленного с использованием отечественного ПКМ, а, следовательно, близок тот день, когда машина начнет производиться, массово не взирая на угрозы санкций.
#технологии #авиапром #КРЭТ #гражданская авиация #наука #промышленность