Найти в Дзене
ZDG

Как мыльницы стали круче зеркалок

Оглавление

Ранее я писал о том, почему зеркалки круче мыльниц. Действительно, зеркалки долгое время были круче всех, благодаря оптическому видоискателю, большому сенсору, быстрому автофокусу и так далее. Но нельзя сказать, что они обладали только достоинствами. У них были и серьёзные недостатки.

Предыдущие части: Глубина резкости, Почему айфон не заменит фотокамеру, Почему зеркалки круче мыльниц, Влияние размера кадра на выбор объектива, 8 параметров качества объектива, Объективы и зум, Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

* Что такое мыльница

Пришлось дописать эту часть (и ещё раз переписать её), так как в комментариях появляется много вопросов.

Мыльницей называют простейшую любительскую компактную камеру. Цифровая мыльница характеризуется маленьким сенсором, дрянным качеством изображения, несменным объективом и отсутствием доступа ко многим настройкам.

Однако выпускались компактные камеры, у которых были вполне себе серьёзные возможности, включая полностью ручное управление и съёмку в RAW. Например, Canon G2. Были и совсем не компактные, такие как Sony F828:

Не правда ли, выглядит очень солидно?

Тем не менее, главная характеристика всех цифровых мыльниц это отвратительное качество изображения. У вышеописанных, внешне очень серьёзных камер, по сравнению с зеркалками было плохое качество изображения и тормозная работа, хотя и выглядели они очень продвинуто.

Поэтому можно было провести чёткое деление, что были цифровые зеркалки, и было всё остальное, что заведомо хуже, то есть грубо говоря "цифромыльницы" (ещё раз обращаю внимание – по сравнению с зеркалками).

Но эта ситуация изменилась, и поэтому далее мы прослеживаем, как из отсталых мыльниц появились достойные беззеркальные камеры.

1. Оптический видоискатель

Хотя оптический видоискатель показывал реальную картинку, видимую через объектив, проблема была в том, что не у всех зеркалок он был хороший. Три характеристики качества оптического видоискателя – яркость, размер изображения и точность границ. Глядя в окуляр, мы должны видеть яркое, большое и точно совпадающее с границами кадра изображение. Но так было далеко не всегда.

Отражаясь от зеркала и проходя через пентапризму, свет несколько ослаблялся. В более дешёвых зеркалках вместо сплошной стеклянной пентапризмы ставили пентазеркало (куски зеркала, склеенные в пентапризму), видоискатель был маленький и тёмный, и показывал только порядка 85% поля кадра.

Пентазеркало и пентапризма
Пентазеркало и пентапризма

Если же вы снимали в сумерках или темноте, то даже в самый лучший видоискатель ничего нельзя было увидеть.

Фокусироваться вручную по оптическому видоискателю также весьма трудно. Чтобы различить, когда объект точно в фокусе, нужно очень хорошее зрение.

Как эту проблему решили в беззеркалках

Вместо оптического используется электронный видоискатель или просто ЖК-экран камеры. На него выводится изображение прямо с матрицы, поэтому им можно пользоваться даже в темноте (сигнал можно усилить). Он также показывает полное поле кадра. По нему удобно фокусироваться вручную, особенно в режиме увеличения изображения.

Первоначально электронные видоискатели были тормозными, низкого разрешения, у них мерцали цвета и были другие неприятные эффекты. С развитием технологий эти недостатки ушли, и теперь мы имеем яркие, чёткие, отзывчивые экраны. Небольшая задержка в них всё-таки присутствует из-за цепей обработки сигнала, но она несущественна.

2. Фазовый автофокус

Для автофокусировки в зеркалках использовался фазовый датчик. Он мог по падающим на него лучам быстро определить, они в фокусе или нет. По сигналу от датчика камера давала команду на мотор объектива: в какую сторону и на какое расстояние сдвигать фокус.

Хотя фазовый фокус и был быстрым, само его устройство не способствовало точности. Датчик располагался внизу под зеркалом, а чтобы направить на него свет, требовалось ещё одно, маленькое зеркало.

Основное зеркало при этом имело полупрозрачную зону, чтобы пропустить часть лучей на маленькое зеркало.

-3

Эта конструкция, во-первых, была громоздкой, а во-вторых, механически неточной. Поток света, попадающий на фазовый датчик, расходился с потоком света, попадающим на сенсор. Датчик "видел" один фокус, а на самом деле получался другой. В зеркалках эта погрешность требовала юстировки зеркала.

Кроме того, на датчик попадало сниженное количество света, и его не всегда хватало для фокусировки. Более дешевые зеркалки отказывались фокусироваться в слабом свещении, но даже у дорогих был свой предел.

Как эту проблему решили в беззеркалках

Так как мыльница считывала изображение с сенсора, то во-первых, на сенсор попадает весь свет (не переотраженный зеркалами). Чувствительность фокусировки в тёмное время улучшается. Во-вторых, изображение всегда точное. Если мы видим, что оно в фокусе, то оно точно в фокусе. А фокус проверяется путём цифрового анализа изображения и основан на контрасте. Он получил название контрастный автофокус, в отличие от фазового.

Первоначально он также работал медленно и неуверенно, но на данный момент контрастный автофокус работает очень быстро. Кроме того, в последних камерах стали делать гибридный фазово-контрастный автофокус. Фазовые датчики размещают прямо на сенсоре между обычных пикселов.

3. Сменные объективы и размер сенсора

Возможность поменять объектив и большой сенсор были главным конкурентным преимуществом зеркалок. Но оно закончилось, как только в беззеркалки стали ставить сенсоры побольше. Пионерами на этом фронте выступили компании Sony, Panasonic и Olympus.

Беззеркалки получили сенсоры размера APS-C (кроп 1.6) и micro 4/3 (кроп 2), ну а некоторые и фуллфрейм (Sony A7).

С появлением в беззеркалках больших сенсоров стало целесообразным использовать сменные объективы.

Более того, зеркалочные объективы были рассчитаны на то, что за ними будет стоять зеркало (то есть оно будет занимать место между объективом и сенсором). В беззеркалках нет зеркала, и в это освободившееся пространство стало возможным установить целую кучу переходников для самых разных объективов, так что беззеркалки получили доступ к огромному парку старых и новых объективов.

-4

4. Хлопок зеркала

В момент снимка зеркало у зеркалки поднимается вверх, чтобы пропустить свет к сенсору. При этом раздаётся довольно громкий хлопок (хотя у разных камер это по-разному, есть потише и погромче). Как бы то ни было, такой хлопок есть. Кроме того, резкое движение зеркала вызывает сотрясение камеры, которое может привести к смазанности снимка. Чтобы бороться с таким сотрясением, в зеркалках есть специальный режим "подъём зеркала". Сначала зеркало поднимается, потом немного ждём, чтобы успокоились все вибрации, потом делаем снимок.

Как эту проблему решили в беззеркалках

А там этой проблемы никогда не было.

5. Съёмка видео

Режим видео в зеркалках долгое время отсутствовал. Причины очевидны: чтобы снимать видео, поток света к сенсору должен быть постоянным. Для этого нужно поднять зеркало, но когда оно поднято, в видоискатель мы ничего не видим. Поэтому нужно делать вывод изображения с сенсора на экран, как в мыльницах.

Мыльницы стали пионерами в съёмке видео, а зеркалкам пришлось их догонять.

Заключение

На данный момент далеко не каждую цифровую беззеркальную камеру можно назвать презрительным словом "мыльница". Они имеют и большие (включая полнокадровые) сенсоры, и сменные объективы, и быстрый автофокус, и отличные электронные видоискатели, так что нет пожалуй ни одного пункта, где они отставали бы от зеркалок.

Компания Sonу одной из первых начала развивать это направление. И сейчас она полностью отказывается от зеркалок.

Canon и Nikon цеплялись за зеркалки до последнего, но недавно сдались и они. Скорее всего, их специализированные зеркалки останутся ещё какое-то время для профессионалов вроде спортивных журналистов, но новые модели камер типа Canon R5 ясно показывают дальнейшее направление движения.

Так от нас уходит технология, существовавшая долгое время. Ещё лет 10 – и от неё останутся только воспоминания.