Все опубликованные части по порядку: Экспозиция, Три кита экспозиции, PASM, Экспокоррекция, Гистограмма, Фокус, Линзы и гиперфокал, Объективы и зум, 8 параметров качества объектива, Фуллфрейм и кроп, Зеркалки против мыльниц, Почему iPhone не заменит фотокамеру, Глубина резкости, Как мыльницы обошли зеркалки, Бокэ, Портретные объективы
Неоднократно встречал различные обзоры типа "Купил фотоаппарат за 100500 тысяч, рассказываю с какой стороны за него держаться...", и в комментариях множество людей, которые что-то бурно обсуждают.
Ну а мне, скажем так, любопытно наблюдать за непониманием этой темы. Постоянно хочется вмешаться и сказать – нет, это не так... Поэтому отчего бы не рассказать всё по порядку.
Тема фотографии, без шуток, очень сложная. Одних только технических терминов куча: фокусное расстояние, светосила, аберрации, ГРИП, ISO, RAW, баланс белого, динамический диапазон, гистограмма, экспокоррекция, стабилизация, фазовый датчик, брекетинг, ведущее число, электронный затвор...
И это мы ещё не говорим о жанрах съёмки, в каждом из которых установлены свои законы – портрет, пейзаж, спорт, свадьбы, дикие животные, улица, студия...
С другой стороны, разобраться в фотографии очень просто. И задача состоит в том, чтобы открыть глаза на эту абсолютную простоту.
А главное – получить понимание, как снимать любым фотоаппаратом, от мобильного телефона до навороченной профессиональной камеры, и неважно, какие буквы и цифры там написаны в названии и сколько он стоит. И не дать никому себя обмануть.
Если вы, условно, купили камеру Sonican 950 и встречаете книгу "Библия по Sonican 950 от Кена Роквелла" или курс "Учимся снимать на Sonican 950 за две недели", будьте уверены – вас хотят напарить, потому что нет никакого смысла обучать пользованию какой-то конкретной камерой (для этого есть инструкция к камере). Никаких особенных или волшебных камер нет. Конечный результат, который мы видим на фото, зависит не от секретных настроек и режимов, а всего от нескольких основных понятий, которые я и предлагаю разобрать.
Вот простой вопрос. Благодаря рекламе и маркетингу все знают о мегапикселах. Какая камера лучше – в которой 12 мегапикселов, или в которой 60 мегапикселов?
Если сходу ответить "чем больше, тем лучше", то это может оказаться правдой, а может и нет. Потому что здесь нужны ещё два уточняющих вопроса: 1) лучше для кого/чего? 2) какая именно камера против какой именно?
Второй вопрос: какая камера лучше – зеркалка или мыльница? По некоторым техническим причинам лет 10 назад можно было смело отвечать, что зеркалка лучше, и это мнение сохраняется до сих пор. Но как вы можете догадаться, для правильного ответа нужно задать те же самые два дополнительных вопроса.
Третий вопрос. Какая камера лучше – у которой 5 режимов съёмки, или у которой 25? Про ответ вы уже точно догадались.
Иначе говоря: нет однозначно лучшей камеры для всех. А чтобы понять, чем отличается одна камера от другой (или не отличается совсем), и нужна ли она вам, как раз и нужно усвоить несколько базовых вещей. Опираясь на них, вы можете уверенно совершенствовать свои фотонавыки, не погружаясь в заблуждения и не идя на поводу у рекламы.
Чтобы перейти от абстрактных рассуждений к технической и практической части, для начала обратим внимание на режимы съёмки, доступные на "продвинутых любительских камерах":
Забавные иконки обозначают разные режимы: портрет, пейзаж, макро, спорт, ночная съёмка (?).
Сделаем паузу и представим: внутри камеры сидит какой-то волшебный джинн, который применяет какие-то особенные, волшебные настройки для каждого режима. Так ли это?
Посмотрим на фотокамеру, на абсолютно любую фотокамеру, в виде схемы:
Камера, как мы знаем, это и тюремная камера, и камера хранения, и каморка Папы Карло, и место, где выступают камерные оркестры, и вдруг – фотокамера. Есть ли связь? Конечно. Во всех случаях это некий замкнутый объём. Мало того – раньше фотокамеры и были настоящими комнатами.
Как работает фотокамера?
Изображение, которое записывает фотокамера (неважно, на плёнку или цифровую матрицу) – это свет. Фотоны, энергия.
То есть, кроме света, фотокамера ничего записать не может. Ни пейзаж, ни спорт, ни настроение – только свет. Это самый первый и самый важный факт.
Не смеюсь ли я над вами? Я рассказал прописную истину и претендую на то, что она каким-то образом откроет вам глаза. Нет, не смеюсь. Даже прописную истину очень важно понять.
Обратимся снова к "креативным режимам" и подумаем: когда мы снимаем в режиме "портрет", в камеру попадает "портретный свет"? А когда снимаем в режиме "пейзаж", в камеру попадает "пейзажный свет"? Чем один свет отличается от другого?
Ничем. Это просто свет, и камера просто его записывает. Пришёл этот свет от пейзажа или от портрета – камера не знает. Ничего, кроме света, она записать не может. Нет внутри никакого волшебного джинна.
Любая камера, хоть детская пластиковая игрушка, хоть айфон, хоть профессиональная камера космического уровня, всегда делает одно и то же – открывается, впускает в себя свет, закрывается. Это предельно простое действие, и любые сложнейшие настройки, которые мы делаем, ведут только к нему.
Но всё же, раз эти режимы есть, то значит они как-то влияют на результат? Да. Но влияют они как раз через это простейшее действие (плюс ещё кое-что, но пока не будем забегать вперёд).
То есть, если мы поймём суть этого простейшего действия, то мы поймём и то, как его использовать для всего, что захотим.
Если мы научились бегать, нам не нужна инструкция или специальный режим, чтобы перепрыгнуть через лужу. Мы без всяких усилий сделаем это сами, не задумываясь.
Точно так же не задумываясь мы можем снимать портреты, пейзажи, спорт, спортивные портреты, пейзажный ночной детский спорт и что угодно ещё, не прибегая к помощи готовых режимов. Причем мы сможем делать это с абсолютно любой камерой (в меру её физических возможностей, конечно). А зная ограничения камеры, мы также будем знать, как эти ограничения по максимуму обойти.
Первый шаг на пути к этому, как я уже сказал – понимание того, что делает камера в момент снимка. Она открывается и закрывается. А точнее это называется экспозиция. Главный, всеобъемлющий столп фотографии. Его мы и разберём в следующем выпуске.
Да, я не смогу всё рассказать в одном материале. У меня канал больше про программирование, но я буду писать про фото регулярно 1-2-3 раза в неделю, пока всё не напишу. Если вы прочитали этот выпуск и у вас появился интерес, то дальше всё будет более подробно и серьёзно, так что не пропустите – или подписывайтесь, или ставьте закладку на этот материал, я буду в нём давать ссылки на следующие.
Читайте дальше: Экспозиция