Предыдущая часть:
Слово "экспозиция" хотя и представляется каким-то специальным техническим термином, на самом деле хорошо знакомо всем. Например: открылась экспозиция картин. Экспонат в музее. Что делает экспонат? Экспозиционируется? Экспонируется? Неважно.
Суть в том, что экспозиция – это показ. Если перевести с латыни, то "экс" – снаружи и "позиция" – расположение. То есть "расположить снаружи", показать, сделать скрытое открытым.
Когда мы делаем снимок, камера открывается для мира снаружи и через некоторое время закрывается. Это экспозиция.
Нас, конечно, не интересует сам процесс открывания и закрывания камеры. Так как в камеру попадает свет, нас интересует его количество, которое можно посчитать. То есть, мы должны говорить что-то вроде "экспозиция 100" или "экспозиция 200" и понимать, что количество полученного света в этих экспозициях отличается ровно в 2 раза.
Зачем нужно учитывать количество света?
И фотоплёнка, и цифровой фотосенсор (без разницы) работают по принципу накопления энергии. Когда на них попадает свет, они начинают его накапливать.
Основная, самая главная проблема фотографии, от которой пляшет абсолютно всё остальное, это проблема получения правильного количества света, то есть правильной экспозиции. Что значит "правильной"?
Допустим, мы хотим сфотографировать снег. Солнце светит на снег, лучи света отражаются от снега и попадают в камеру. Мы набираем эти лучи в камеру, как воду из крана набираем в стакан.
Через некоторое время, прекратив набирать свет, смотрим, что получилось.
Снег получился не белым, а серым. Это потому, что мы набрали мало света. Значит, экспозиция была неправильная. Тогда мы увеличим её вдвое, например, и опять наберём свет.
На этот раз снег выглядит белым. Значит, мы набрали достаточно света, и эта экспозиция – правильная.
Что, если увеличить экспозицию ещё больше?
Изображение стало ярче, но потерялись полутона, которые слились в сплошные белые пятна. Дело в том, что мы не можем бесконечно набирать свет. Так же, как стакан с водой переполняется, и лишняя вода выливается из него, энергетическая ёмкость плёнки или сенсора имеет свой предел. Когда количество накопленного света достигает максимума, происходит переполнение, оно же пересвет.
Таким образом, правильная экспозиция – это когда мы набрали ровно столько света, чтобы изображение выглядело реалистично (чтобы снег был белым, а не серым), и чтобы при этом не было переполнения.
На этом, однако, проблемы не заканчиваются. Мы сейчас сделали снимок снега, а через минуту солнце закрылось облачком, и света стало меньше. Если мы повторим снимок с той же экспозицией, она будет уже неправильная. Экспозицию придётся подбирать заново, потому что свет изменился.
Именно поэтому абсолютно бессмысленны вопросы, которые задают в комментариях к фотографиям – "а с какими параметрами это снято?" И автор отвечает что-то вроде "F5.6, 1/100s". Это никому и никак не поможет повторить снимок, потому что условия, в которых он сделан, существуют только на момент снимка.
Особо важно подбирать правильную экспозицию там, где одновременно есть и очень тёмные места, и очень светлые.
Если мы сделаем короткую экспозицию, чтобы светлые места не переполнились – тогда тёмные места не успеют набрать свет, и могут остаться сплошными чёрными пятнами. В отличие от переполнения это световой голод (недосвет). Если же мы сделаем длинную экспозицию, чтобы набрать свет в тёмных местах – тогда светлые места переполнятся.
Это такая палка о двух концах и бич всей фотографии. Часто в такой ситуации приходится чем-то жертвовать. Вы должны выбрать, что вам важнее показать – тени или света.
Шевелёнка
На подборе правильной экспозиции проблемы ещё не закончились. Кроме учёта количества света в кадре, мы также должны учитывать количество движения.
Если мы, допустим, снимаем неподвижную сцену с экспозицией 1/60 секунды, то на снимке и получится неподвижная сцена.
Но если мы снимаем что-то подвижное, то оно, пока мы набираем свет, успевает сдвинуться. В результате получается размазанное изображение:
Даже когда в кадре не движется ничего, изображение всё ещё может размазаться, если вы снимаете с рук. Руки постоянно мелко дрожат, и этого достаточно, чтобы получить то, что называется "шевелёнкой".
С другой стороны, нам не всегда нужно, чтобы в кадре всё было чётко. Фотография – это остановленный момент, и так как мы не можем передать движение во времени, то должны передавать его в пространстве.
Шевелёнка может использоваться и как арт-приём, особенно когда речь идёт о таких "картинах":
Заключение
Правильная экспозиция нужна, во-первых, чтобы получить необходимое количество света, а во-вторых, чтобы или заморозить, или наоборот передать движение.
Как вы уже можете догадаться, автоматические режимы съёмки в камере всего-навсего манипулируют экспозицией для достижения нужного эффекта. Например, при ночной съёмке всё должно быть в общем-то тёмное, ведь это ночь. Но камера об этом не знает, и поэтому автоматически будет подгонять экспозицию так, чтобы набрать побольше света. Переключая её в режим ночной съёмки, мы даём ей понять, что тёмный снимок – это нормально.
Когда мы используем режим для съёмки детей, то здесь другие требования – дети всё время движутся, и чтобы в кадре они не получились размазанными, экспозиция должна быть как можно меньше. Значит, камера будет автоматически выбирать самую короткую экспозицию, которая возможна.
То же касается и режима "спорт", где всё быстро движется (и, как правило, размазанные снимки, хотя они и передают движение, там не котируются).
Чтобы вам не заморачиваться наличием или отсутствием этих режимов, достаточно задать себе два вопроса:
- Сколько света я хочу получить?
- Сколько движения я хочу получить?
И ответив на них, вы будете знать, какая экспозиция вам нужна.
Но часто два требования противоречат друг другу. Например, вы снимаете спорт при плохом освещении. Вам нужно побольше света – это значит, что экспозиция должна быть длинная. Но вам нужно меньше шевелёнки – это значит, что экспозиция должна быть короткая.
Два этих требования противоречат друг другу. Что делать?
Мы пока рассмотрели только один способ управления экспозицией – время. Он же называется "выдержка". Есть ещё два способа, это диафрагма и чувствительность.
Читайте дальше: