Найти тему
ZDG

Разбираемся в фотографии #9: Объективы и зум

Оглавление

Предыдущие части: Линзовый фокус и гиперфокал, Фокус, Гистограмма, Экспокоррекция, P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

Необходимо научиться разбираться в объективах с одного взгляда. То есть не просто "о, какой большой объектив, наверно крутой". А конкретно "о, какой объектив, и я уже знаю, для чего он".

Две главных характеристики объектива – фокусное расстояние и светосила. Чтобы их узнать, нужно просто посмотреть:

Здесь мы видим цифры 2/58, где 2 это светосила, а 58 это фокусное расстояние (в миллиметрах). Те же цифры могут быть записаны разными способами. Например,

  • 1:2/58
  • 58mm f/2
  • 58/2

В редких случаях (на винтажных объективах) фокусное расстояние могут написать не в миллиметрах, а в сантиметрах. То есть 2/5.8cm. Это всё одно и то же.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние объектива нельзя путать с минимальной дистанцией фокусировки.

Минимальная дистанция фокусировки это дистанция, ближе которой сфокусироваться нельзя. Например, 45 сантиметров. Это обусловлено всего-навсего механическими ограничениями объектива. Фокусировка делается движением блока линз вперёд или назад. Чтобы сфокусироваться совсем близко, блок линз должен выехать из объектива настолько вперёд, что просто выпадет из него.

Фокусное расстояние – совсем другая характеристика объектива. Формально это расстояние от центра условной линзы до того места, где пучок лучей сходится в фокус.

Расстояние может быть короткое или длинное, соответственно объективы бывают короткофокусные и длиннофокусные.

Как это влияет на фотографию?

Можно, не сходя с места, снять дом так, что он весь поместится в кадр. А можно снять так, что поместится только одно окно. В чём дело? Мы не сходим с места, дом тоже не двигается, расстояние одно и то же, но масштаб объекта на снимке получается разным.

Здесь всё дело именно в фокусном расстоянии. Чтобы весь объект поместился в кадр, нужен широкий угол обзора:

Фото автора. Sigma SD10, 33 мм
Фото автора. Sigma SD10, 33 мм

Широкий угол, в свою очередь, означает, что поступающие в линзу лучи приходят под более крутым углом, и с другой стороны они сойдутся в точку на более коротком расстоянии:

-3

Аналогично, когда приходят лучи под более узким углом, они более параллельны, и сойдутся в точку дальше:

-4

Длина фокуса, угол обзора и масштаб объекта связаны между собой в абсолютно простой пропорции "крупнее-уже-длиннее":

  • Чем крупнее масштаб, тем уже угол обзора и длиннее фокусное расстояние
  • Чем шире угол обзора, тем мельче масштаб и короче фокусное расстояние
  • Чем длиннее фокусное расстояние, тем крупнее масштаб и уже угол обзора

Причём в одинаковое число раз. Например, мы сравниваем объективы с фокусными расстояниями 50 мм и 100 мм:

Так как 100 в 2 раза больше, чем 50, то у объектива 100 мм масштаб в 2 раза крупнее, а угол обзора в 2 раза уже, чем у 50 мм.

Что вы можете понять, глядя на любой объектив: с каким углом обзора, или с каким масштабом, можно что-либо снять. Например, объективом 24 мм можно снять пейзаж. Объективом 50-90 мм можно снять портрет. Объективом 200-300 мм можно снять животное в зоопарке или Луну некрупно. Объективом 600-1200 мм можно снять Луну крупно. При этом на 1200мм Луна будет ровно в 2 раза крупнее, чем на 600мм.

Фото автора. Sigma fp, 400 мм, фрагмент.
Фото автора. Sigma fp, 400 мм, фрагмент.

Здесь надо пояснить, что эти соотношения справедливы для камер с размером кадра 36*24 мм, то есть для самой обычной плёнки, на которую раньше все снимали. Те же правила работают и для цифровых камер с сенсором 36*24 мм. Но если размер кадра больше или меньше, то цифры фокусного расстояния не изменятся, а вот угол зрения и масштаб будут уже другие. Но это всё мы подробно обсудим в следующем материале про размеры сенсоров.

Фокусные расстояния для сенсоров другого размера принято пересчитывать в эквивалент для 36*24 мм, потому что это как бы общий и привычный стандарт.

Например, вы можете встретить такое описание камеры: "Объектив 7 мм (эквивалент 28 мм)", и вы уже в курсе, что 28 мм это широкоугольный (он же короткофокусный) объектив.

Фото автора. Sigma SD10, 200мм
Фото автора. Sigma SD10, 200мм

Светосила

Про диафрагму и числа диафрагмы мы уже знаем. Число 2, написанное на объективе, это число его максимально открытой диафрагмы. Она физически не может открыться шире и поэтому начинается с 2.

Чем меньше число, тем больше отверстие, и тем больше света проходит через диафрагму.

Эта характеристика называется светосилой объектива. Объектив 2/58 более светосильный, чем объектив 3.5/58, а 1.8/58 более светосильный, чем 2/58.

С более светосильным объективом мы можем снимать при более тёмном освещении. То есть в общем случае, светосильнее = круче (и дороже).

Хорошая светосила? Ответьте.
Хорошая светосила? Ответьте.

Чтобы разбираться ещё лучше, нужно знать, какая в принципе бывает светосила у какого класса объективов. Например, в диапазоне 50-58мм наиболее часто встречаются числа от 1.2 до 2.8. Полный ряд чисел выглядит так: 1.2, 1.4, 1.8, 2, 2.2, 2.4, 2.8. Значит, объектив со светосилой 2 не очень светосильный, но крепкий середнячок в своём классе "полтинников".

А вот в диапазоне 200-300мм объектив со светосилой 2.8 уже вполне себе модный и крутой, потому что там типичные числа от 2.8 до 5.6.

Зум-объективы

Предположим, у вас есть камера со сменными объективами. Вы присоединяете к камере объектив 28 мм, чтобы снять фонтан в парке, а затем видите белку на дереве и меняете объектив на 200 мм, чтобы снять её. Постоянная смена объективов неудобна и опасна, так как можно уронить объектив или набрать пыли внутрь камеры.

Поэтому обычно вы идёте фотографировать или только фонтаны, или только белок, или... ставите зум-объектив.

Слово zoom обозначает быстрое движение, когда, например, мимо вас проносится автомобиль. С помощью зума вы можете как бы "приблизиться" к объекту (zoom-in) или "отдалиться" от него (zoom-out), не сходя с места. Также используются термины "камера наезжает" и "камера отъезжает".

Зум-объектив имеет не фиксированное, а переменное фокусное расстояние. У этого расстояния есть два конца – "короткий" и "длинный". Допустим, оно меняется от 28 до 300 мм. Мы можем сказать так: у этого объектива фокусное расстояние 28 мм на коротком конце и 300 мм на длинном конце. Или просто: объектив 28-300 мм.

Фокусное расстояние меняется за счёт того, что внутри объектива линзы механически меняют своё взаиморасположение и формируют пучки света под другими углами. Изменяя фокусное расстояние, вы можете одним и тем же объективом снять и фонтан в парке на 28 мм, и белку на дереве на 300 мм. Конечно, доступны и все промежуточные расстояния между 28 и 300.

Обозначаются такие объективы соответствующим образом, типа: 28-300/3.5-5.6. То есть пара значений для концов фокусного расстояния и пара значений для светосилы.

80-200/4.5-5.6
80-200/4.5-5.6

Да, светосила изменяется вместе с фокусным расстоянием, из-за того, что линзы сдвигаются по-другому. Бывают зум-объективы с постоянной светосилой, тогда они обозначаются так: 24-70/2.8, то есть число для светосилы только одно.

Очевидно, зум-объективы с постоянной светосилой круче и дороже.

-9

100-кратный зум???

Если на одной камере написано "3x Zoom", а на другой "5x Zoom", то перевести это можно как "увеличение в 3 раза" и "увеличение в 5 раз". Совершенно естественно считать, что увеличение в 5 раз круче, чем увеличение в 3 раза. Но это не всегда так.

Кратность зума определяется как отношение его длинного конца к короткому. Скажем, если у объектива 28-300 поделить 300 на 28, мы получим 10-кратный зум. А если у объектива 400-800 поделить 800 на 400, то получим всего лишь 2-кратный зум.

При этом эффективное увеличение у объектива 400-800 будет в 2.5 раза больше, чем у объектива 28-300.

Поэтому заявления типа "3-кратный зум" или "5-кратный зум" ничего не говорят о том, насколько вы можете приблизить объект. Они говорят только о том, какую разницу в масштабе можно получить между коротким и длинным концом. Главная информация содержится только в фокусных расстояниях!

Наболее распространены объективы с 3-кратным зумом (типа 28-80), а в пределе он 10-кратный (типа 18-200, 28-300). Это касается сменных объективов. В любительских камерах, где объектив встроенный и менять его нельзя, цифры зума могут доходить до безумных значений 30x, 60x и даже 100x.

-10

Но каждый раз, когда вы видите такую камеру, вы должны проверять: это оптический зум или цифровой? Оптический зум достигается самим объективом, то есть по-честному. Скажем, он может быть 30x. А после этого картинка просто искусственно растягивается – это уже цифровой зум, который бесполезен и присутствует только для завлечения покупателей. Увеличив картинку в 3-4 раза цифровыми методами, мы и получим общий зум 100x.

Кроме того, даже если это честный оптический зум, это ещё не значит, что им можно пользоваться. Оптическое качество картинки может быть очень плохое.

Читайте дальше:

8 параметров качества объектива