Найти в Дзене
ZDG

Разбираемся в фотографии #4: P-A-S-M

Оглавление

Предыдущие части: Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

В предыдущих выпусках мы обсудили, что такое экспозиция и какими способами можно её регулировать. В этом выпуске мы посмотрим на режимы управления экспозицией, которые есть у очень многих камер.

Вы можете увидеть на корпусе камеры вот такое колёсико с буквами P, A, S, M:

...или M, A, S, P
...или M, A, S, P

Или, если колёсика нет, то возможно вы увидите аналогичные буквы в меню камеры:

...или M, S, A, P
...или M, S, A, P

В общем, если вы их нашли, то фотографировать этой камерой вы уже практически умеете, как бы она ни называлась.

Каждая буква обозначает автоматический режим экспозиции, и сейчас мы их разберём

P – Program

Это "программный" режим. Значения выдержки и диафрагмы за вас устанавливает программа. В некоторых камерах сюда входит также автоматическая установка чувствительности.

В общем, это наиболее "автоматический" режим, который полностью настраивает экспозицию для вас, меняя диафрагму, выдержку и возможно чувствительность так, как требуется для получения оптимальной экспозиции.

Есть также "совсем автоматический режим", который обычно отмечен как зелёная надпись Auto. Его отличие в том, что кроме экспозиции он подбирает и другие параметры съёмки (контрастность, насыщенность, фокус...) полностью автоматически. В случае с P речь идёт только об экспозиции.

Как мы уже выяснили раньше, выдержка и диафрагма взаимозаменяемы в плане экспозиции, но отражаются на характеристиках фото по-своему: выдержка влияет на движение в кадре, а диафрагма на "рисунок".

Режим P устанавливает выдержку и диафрагму по своему усмотрению, но вы можете их поменять. Текущие значения выдержки и диафрагмы вы всегда найдёте на экране или в видоискателе фотокамеры.

Если какое-то из них кажется вам нежелательным, вы можете сделать "программный сдвиг". Так как текущая экспозиция это некое соотношение выдержки и диафрагмы, вы можете сдвинуть это соотношение либо в сторону "больше выдержка – меньше диафрагма", либо в сторону "больше диафрагма – меньше выдержка". Экспозиция при этом не изменится.

Для этого в фотокамере должны быть две кнопки или крутящееся колёсико. Одна из кнопок должна сдвигать программу "влево", а другая "вправо". А колёсико нужно просто вращать вперёд или назад.

Обычно их легко найти, и они подписаны соответствующим образом вроде "+" и "-", но вы также всегда можете обратиться к инструкции. Нет, вам не нужны обучающие курсы, вам не нужны обзоры, вам нужна только инструкция к фотокамере. Например, в инструкции к моей камере Olympus E-M10 II написано, что программный сдвиг делается задним колёсиком.

-3

Нашли? Отлично.

A – Aperture

Aperture это отверстие, а отверстие, конечно, есть в диафрагме. Это также автоматический режим, аналогичный P, но здесь значение диафрагмы не меняется. Вы устанавливаете его сами как надо, а автоматика камеры подбирает только выдержку. Чтобы установить диафрагму, опять же нужно рассмотреть, какие элементы управления есть у камеры. Скорее всего это то же колёсико (в режиме A у него будет уже другая функция, а именно изменение диафрагмы), или опять две кнопки "+" и "-", стрелки влево-вправо или вверх-вниз и т.п.

В некоторых камерах управление диафрагмой находится прямо на объективе в виде вращающегося кольца:

-4

Надеюсь, вы узнали цифры 2, 2.8, 4, 5.6 и т.д. из прошлого выпуска. Если вы видите где-либо такие цифры – они имеют отношение к диафрагме.

S – Shutter

Shutter это затвор, и в общем-то речь о скорости открытия и закрытия затвора фотокамеры, который и пропускает свет внутрь. То есть – о выдержке. Остаётся только повторить, что это тоже автоматический режим, как P, только здесь вы фиксируете нужную вам выдержку, а диафрагма подбирается автоматически. Всё остальное полностью аналогично режиму A.

Итак, в любом из трёх режимов вы можете управлять, напрямую или косвенно, чем угодно, перекрывая решения автоматики:

  • Делая программный сдвиг в режиме P, вы можете установить нужную выдержку или нужную диафрагму.
  • Вы можете зафиксировать диафрагму в режиме A, но чтобы косвенно изменить автоматическую выдержку в большую или меньшую сторону, просто измените значение диафрагмы, и тогда изменится и выдержка – фактически это будет тот же самый программный сдвиг.
  • То же самое в режиме S.

Получается, особой разницы между этими режимами нет. Какой из них использовать, зависит исключительно от ваших предпочтений и задач. Как правило, предпочтителен режим A, так как для художественной съёмки в определённых жанрах управляют вручную именно диафрагмой. С другой стороны, для съёмки динамичных событий лучше сделать фиксированную выдержку с достаточной скоростью, например 1/200s.

M – Manual

Это полностью ручной режим. Автоматика здесь не выставляет за вас ни выдержку, ни диафрагму. Вы делаете это руками. Но автоматика продолжает следить за экспозицией, и хотя она не вмешивается в ваши действия, всё-таки информирует вас о том, насколько вы ошиблись. Делает она это с помощью цифр на экране или в видоискателе. Например, +1 обозначает, что света получается в 2 раза больше, чем нужно. -3 обозначает, что света в 8 раз меньше, чем нужно. Как связаны числа 3 и 8? Просто. Каждая +1 или -1 это различие в два раза. Значит, +1 это больше в 2 раза, +2 это больше в 4 раза, +3 больше в 8 раз, и т.д.

1/125s F16: нормальная экспозиция, 1/125s F11: пересвет +1, 1/125s F22: недосвет -1.
1/125s F16: нормальная экспозиция, 1/125s F11: пересвет +1, 1/125s F22: недосвет -1.

Если вы ошиблись не сильно, то могут быть дробные значения, например +0.3 или -0.7.

Но что считать ошибкой, зависит только от вас. Ручной режим обычно используется редко, так как автоматика + коррекция делают всё что требуется. В ручном режиме вы можете заставить камеру снять что-то с намеренной ошибкой по экспозиции, но это будет называться уже "художественный приём".

Есть ещё одна причина использовать ручной режим – когда вам нужно, чтобы целая серия снимков была сделана с одинаковой выдержкой и диафрагмой.

Примечание

На некоторых камерах используются альтернативные обозначения режимов:

-6
  • Av (Aperture value) это просто A.
  • Tv (Time value) это просто S.

Никакой разницы нет.

А теперь ещё раз посмотрим на камеру:

-7

Что в ней интересного? Это Fujifilm серии X-T, и как можно видеть, у неё отсутствует колесо с режимами PASM. Однако они по факту есть. Давайте начнём с ручного режима. Выдержка устанавливается правым колесом непосредственно – оно специально для выдержки, и на нём мы видим цифры 125, 250, 500 и т.д. – это соответственно 1/125s, 1/250s, 1/500s и т.д. (в фотографии используют обозначение не 1/100, а просто 100).

Диафрагма, как мы видели ранее, также устанавливается непосредственно на объективе крутящимся кольцом. То есть с ручным режимом проблем нет – крутим колесо, крутим кольцо.

Теперь обратите внимание, что на колесе выдержки и на кольце диафрагмы присутствуют красные буквы "A". Это авторежимы. То есть, установив диафрагму в положение "A", мы доверяем её автоматике, и управляем только выдержкой, получая режим S. Установив выдержку в положение "A", мы управляем только диафрагмой, и получаем режим A. Установив и то и другое в положение "A", мы получаем режим P.

Обратите внимание также на левое колесо. Это значения чувствительности: ISO200, ISO400 и т.д., и там также есть буква "A". То есть параллельно с остальными настройками мы можем назначить и автоматическую чувствительность. Это очень удобное и логичное управление, и оно является отличительной чертой камер Fujifilm. Больше так практически никто не делает.

В следующей части мы рассмотрим:

  • Что делать с камерами, где есть только автоматический режим
  • Что делать, когда автоматика ошибается

Читайте дальше: Экспокоррекция