Найти в Дзене
ZDG

Разбираемся в фотографии #5: Зачем нужна экспокоррекция

Оглавление

Предыдущие части: P-A-S-M, Три кита экспозиции, Экспозиция, Как начать разбираться

Подавляющее большинство фотографий сейчас делается в автоматическом режиме. Даже если вы умеете выставлять экспозицию вручную, это умение вряд ли вам пригодится.

Но бывают случаи, когда автоматика не справляется. Чтобы понять, почему это происходит, рассмотрим, как именно работает автоматический замер экспозиции.

Типичная сцена состоит из тёмных и светлых участков.

Фото автора. Sigma SD14.
Фото автора. Sigma SD14.

Но автоматика не видит эти участки и не может понять, что изображено. Вместо этого она видит общий поток света от всей сцены. Так как его в одних местах мало, а в других много, то в целом получается нечто среднее – и не тёмное, и не яркое, а нейтрально-серое.

Именно на "серый" свет и ориентируется автоматика. Она считает, что правильная экспозиция получается тогда, когда уровень общего полученного света средний – не светлый и не тёмный. И очень часто это предположение оказывается верным.

Но есть сюжеты, где автоматика может ошибаться.

Снег на солнце

Если вы снимаете белый снег, и в кадре нет ничего тёмного, то поступивший свет будет не как обычно средне-серым, а ярким. И значит, автоматика посчитает, что света слишком много, и примет решение уменьшить экспозицию. В результате вы получите серый снег, что неправильно. Вообще это касается всех белых и ярких объектов.

Фото автора. Sigma SD10.
Фото автора. Sigma SD10.

Ночные съёмки

Здесь всё наоборот – вокруг темнота, света поступает мало, и автоматика решает, что надо увеличить экспозицию. И ночь становится не тёмной, а нейтрально-серой, что тоже, конечно, неправильно.

Фото автора. Sigma SD10.
Фото автора. Sigma SD10.

Это также относится к любым объектам чёрного или тёмного цвета.

Контровой свет

Когда свет светит сзади снимаемого объекта – он называется контровым, потому что вы смотрите на объект против света. Вы наверно замечали, что при этом трудно что-то рассмотреть:

Фото автора. Sigma DP2s.
Фото автора. Sigma DP2s.

Это происходит потому, что на ярком свету зрачки глаз сужаются – ведь в глазах тоже есть диафрагма! – и уменьшают экспозицию. При этом объекты, находящиеся в тени, становятся ещё темнее. Так же поступает и автоматика камеры: если из-за объекта светит яркий свет, и особенно если в кадре есть солнце, объект получится тёмным, потому что камера уменьшит экспозицию, а объект и так уже повёрнут к вам своей теневой стороной.

Для таких случаев предумотрена экспокоррекция, то есть поправка экспозиции. Рассмотрим, какими способами её можно сделать.

Экспокоррекция

Эта функция есть даже в простых камерах (по-английски Exposure Compensation или Expo Comp., то есть компенсация экспозиции). Как мы обсуждали ранее, в зависимости от камеры можно изменять параметры, нажимая на кнопки или крутя колёсико. Вам нужно только почитать инструкцию к своей камере. Для этой функции предусмотрена специальная стандартная иконка:

-5

Экспокоррекция заключается в том, что вы задаёте фиксированную поправку вверх или вниз, которая будет прибавляться к любой автоматической экспозиции.

Стопы

Изменение экспозиции в 2 раза называется "стопом". Исторически, ещё на плёночных камерах, при вращении кольца диафрагмы оно крутилось не плавно, а с щелчками, фиксируясь на каждом значении, то есть делая "стоп". Один такой "стоп" изменял экспозицию в 2 раза.

Экспокоррекция измеряется и отображается на экране в стопах: +0.3, +0.7, -1, -2, +3 и т.д.

Эти же числа называются EV (Exposure Value), то есть "значение экспозиции", и вы можете в разных местах увидеть что-то вроде +1EV или -2EV.

При наличии некоторого опыта вам уже не надо будет думать над тем, какую экспокоррекцию применить. Все случаи достаточно типовые, и например, снимая в контровом свете, вы можете заранее сделать экспокоррекцию +1.

Режим замера

Если у вас более-менее серьёзная камера, то у неё наверняка есть выбор режима замера:

  • спот
  • центрально-взвешенный
  • матричный

Они обозначаются соответствующими иконками, которые примерно одинаковые у всех камер:

-6

Спот это "пятнышко", маленькая область замера в центре кадра. То есть автоматика считает не весь свет в кадре, а только в этой области. Следовательно, если вы наведёте именно эту маленькую область на интересующий вас объект, то замер экспозиции произойдёт именно по этому объекту без учёта всего остального.

Центрально-взвешенный замер работает по всему кадру, но большее значение придаётся центральной части, так как обычно в центр помещают самое важное.

Матричный замер просто делит кадр на несколько частей и каждая часть замеряется отдельно, после чего вычисляется необходимая экспозиция для всех частей.

В разных ситуациях разные режимы замера помогут автоматике сработать более правильно, так что можно будет обойтись без экспокоррекции. Но зачастую эти режимы спрятаны в меню, так что быстро переключать их не очень удобно. Если экспокоррекция под рукой (например, назначена на колёсико), то быстрее и проще покрутить её, чем выбирать другой режим замера.

Смартфоны

Многие снимают смартфонами и не в курсе, что их камеры могут иметь экспокоррекцию. Например, в моём телефоне я могу провести пальцем по экрану вверх, чтобы увеличить экспозицию, и вниз, чтобы уменьшить. Это всё равно что покрутить колёсико.

В некоторых смартфонах экспокоррекция есть, но её нужно делать через меню настроек камеры, что очень долго и неудобно. Впрочем, это оправданно, если вы собираетесь делать много фотографий в одном и том же освещении.

Также в смартфонах есть спот-замер: вы снимаете какую-то сцену, но можете при этом ткнуть пальцем в любую область экрана, и экспозиция изменится. Если вы ткнули в тёмное место, она станет больше, а если в светлое, то меньше.

Ручной режим

Если в камере есть ручной режим (он может быть и в смартфоне, смотря какое приложение для камеры установлено), то проблем нет, можете ставить любые параметры. Это не так сложно, как кажется. Если вы снимаете в одном и том же освещении, то достаточно подобрать параметры один раз и больше их не трогать.

AEL

Это специальная функция Auto Exposure Lock, или фиксация экспозиции. Для неё в камерах тоже есть специальная кнопка. Обычно она помечена звёздочкой (*) или подписана:

-7

Суть в том, что мы можем навести камеру на какую-нибудь сцену с подходящей нам экспозицией, затем нажать кнопку AEL, и эта экспозиция будет зафиксирована. Затем мы переводим камеру на ту сцену, которую хотим снять, и снимаем её с ранее зафиксированной экспозицией.

Лайфхаки

Если у вас полностью автоматическая камера или телефон, и ни один из вышеописанных способов не доступен, вы всё ещё можете кое-что сделать.

Экспозиция в таких камерах либо фиксируется вместе с фокусом на объекте, либо изменяется постоянно, что вы можете видеть на экране, наводя объектив на разные тёмные или светлые объекты.

Если экспозиция меняется постоянно:

Чтобы изменить экспозицию, наведите камеру на любое более тёмное или более светлое место, скажем, на чёрную куртку или белый лист бумаги. Когда вы получаете нужную экспозицию, быстро переводите камеру на снимаемый объект и снимайте. Экспозиция меняется не сразу, а с некоторой задержкой, поэтому у вас есть немного времени. чтобы успеть сделать снимок. Фактически вы делаете AEL, но кустарным способом. Это требует некоторой тренировки.

Если экспозиция фиксируется вместе с фокусом:

Найдите подходящий объект, который находится на таком же расстоянии, что и снимаемый вами объект. Наведитесь на него, фокус и экспозиция зафиксируются на нём. Затем направьте камеру на снимаемый объект и сделайте снимок.

Вы также можете, не сводя камеру со снимаемого объекта, поместить в кадр белый лист, или затемнить часть кадра пальцем, чтобы изменить экспозицию, а перед съёмкой убрать этот объект из кадра.

Наконец, вы можете просто выбрать другую точку съёмки. Если вы снимаете человека, можно попросить его немного передвинуться. Достаточно, чтобы в кадр попало что-нибудь светлое или тёмное, и это поможет скорректировать экспозицию.

Возникает следующий вопрос: а как понять, насколько именно нужно скорректировать экспозицию? Это видно по экрану камеры, то есть картинка на экране может быть слишком светлой или слишком тёмной. Но это всего лишь оценка на глаз, и она может быть неправильной. У экрана камеры может быть изменена яркость. Когда вы смотрите на него в темноте, он будет казаться ярче, а когда на солнце – темнее.

Чтобы оценивать экспозицию надёжно во всех ситуациях, применяется гистограмма, которую мы обсудим в следующем выпуске.

Читайте дальше: Гистограмма