Знаменитый американский Willys MB после Второй мировой войны выпускался в модернизированном варианте под названием М38, который был разработан, в свою очередь, на базе «огражданенного» Jeep CJ. Внешне, М38 от Willys MB отличался огромными, как у зверька лори, «глазами»-фарами.
США щедрой рукой снабжали джипами М38 своих союзников, включая Южную Корею, где эти джипы подоспели как раз к началу войны 1950-53 гг. Впрочем, во время этой войны там было полно и старых классических Willys MB.
После войны, Южная Корея лежала в руинах. Трудно в это сейчас поверить, но уровень жизни южных корейцев в тот момент находился на уровне беднейших африканских стран, в стране царил голод.
Пришедший к власти в 1962 году генерал Пак Чон Хи, провозгласил курс на экономическую модернизацию страны, которая должна была вытащить страну из нищеты. Локомотивами роста экономики должны были стать крупные финансово-промышленные группы, чеболи. Одной из таких ФПГ была Asia Motors Industries, созданная в 1965 году, главной специализацией которой стало автомобилестроение.
Помимо гражданской продукции, Asia Motors Industries начала выпускать джипы М38. Впрочем, слово «выпускать» нужно взять в кавычки- поначалу речь шла об отверточной сборке из машинокомплектов, поступавших из США.
В 1976 году, фирма Asia Motors Industries прекратила свое существование, и вошла в состав KIA на правах суббренда, занимающегося военной техникой.
Корейская версия М38 называлась KM111 и выпускалась до 1997 года. Параллельно, с 1990, стала производиться гражданская модель - Asia Rocsta.
Принципиально, это был все тот же КМ111, только имевший линейку двигателей от Mazda, с которой тогда плотно сотрудничала фирма KIA. Никакого разнообразия в выборе силовых агрегатов не было – это мог быть или 1,8 л бензиновый Mazda F8, или 2,2 л дизель. Полагалась только 5-ти скоростная МКПП.
Зато по кузовам было определённое разнообразие- можно было выбрать кабриолет с мягкой крышей, модель с металлической крышей или пикап Asia Rocsta Country Deluxe.
С 1997 года машина была немного модернизирована и получила новое название – Asia Retona, а с 1999 года, в связи со слиянием KIA и Hyundai бренд Asia ликвидирован, а машина получила имя Kia Retona, под которым выпускалась до 2003 года.
В 1997 году KIA/Asia прекратили выпуск армейского М111, который был заменен на новую модель –КМ131, которая впоследствии была переименована в КМ420.
Эта модель до сих пор является основным армейским джипом в южнокорейской армии.
Двигатель, который в ней использован – это 2 литровая бензиновая четверка Mazda FE-DOHC, примерно тех же серий, что применялась на Mazda 626 1990-х гг. Современная модификация КМ420 уже получила 2 л 91-сильный дизель. Коробка- только 5 скоростная МКПП с понижающим рядом.
Удивительно, но миниатюрный (всего 4000 мм длиной) автомобиль считается шестиместным! Помимо водителя и пассажира на передних сиденьях, в кузове сидят по два солдата на лавках вдоль бортов лицами друг к другу.
В остальном – это классический рамный джип.
КМ420 не очень известен на рынке, тем не менее, его поставляли в разные страны мира. Существует множество модификаций КМ420 как в виде машин общего назначения, так и носителей оружия или специального оборудования.
Что касается гражданской модели Kia Retona, то, несмотря на то, что ее выпуск прекращен еще в 2003 году, аналогичная модель КМ420 с жесткой крышей до сих пор производится и для армейских нужд.
Удивительно, но прямой наследник Willys MB до сих пор производится!
Кстати, многие считают, что именно на базе КМ420/Kia Retona была разработана первая версия известного внедорожника KIA Sportage -но это совсем другая история.