Продолжаем рассматривать основные вопросы защиты прав потребителей. Под последней статьёй о подменном товаре меня спрашивали: а что делать, если покупка сломалась после окончания гарантии?
На бесплатный ремонт от магазина или сервисного центра можно претендовать и после окончания срока гарантии. Но всё зависит от того, каков был срок истёкшей гарантии и установлен ли на товар срок службы.
1. С момента покупки прошло меньше 2 лет, а срок гарантии истёк или не установлен
Реальный случай: мой клиент купил недешёвый смартфон, который перестал включаться через полтора года использования. Гарантия была 1 год, т. е. истекла.
В соответствии с п. 5 ст. 19 закона «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП), в таких случаях мы имеем право на бесплатный ремонт, замену или возврат денег за товар, если докажем, что поломка в нём возникла по причинам, от потребителя не зависящим.
Клиент сам отнёс телефон в сервисный центр, там провели диагностику и сказали, что поломка возникла в результате неправильной эксплуатации и отказали в бесплатном ремонте.
Мы направили телефон на независимую экспертизу, которая дала иные результаты. Эксперт определил, что дефект носит производственный характер, заложенный при производстве товара до передачи потребителю и проявившийся при эксплуатации.
С этим заключением мы отправились в суд с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть за телефон деньги. Суд ожидаемо выиграли.
Так что в случаях, если гарантия истекла или не была установлена, то в течение 2 лет с момента покупки вы можете претендовать на ремонт, замену товара или возврат денег. Если товар технически сложный — то только на ремонт, кроме случаев, если возникший недостаток — существенный (неустранимый вообще или без больших затрат, либо возникающий неоднократно, в том числе после устранения).
С таким требованием вы можете по своему выбору обращаться в магазин и в сервисный центр, а если они отказывают — делайте экспертизу и пишите претензию. Траты на экспертизу с них потом тоже можно взыскать.
Ну а если и в этом случае отказывают — идите в суд, который часто встаёт в таких делах на сторону потребителя.
Но что делать, если с момента покупки прошло больше 2 лет? В этом случае тоже можно претендовать только на бесплатный ремонт, но при определённых условиях. Всё зависит от срока службы.
2. С момента покупки прошло больше 2 лет, срок службы установлен, но не истёк
Производитель можно установить или не устанавливать на товар срок службы. Его можно найти в сопроводительных документах к покупке или на официальном сайте производителя.
Если срок службы установлен и не закончился, то вы можете требовать бесплатного устранения недостатков в товаре, если эти недостатки — существенные (п. 6 ст. 19 ЗоЗПП).
Но вы опять должны будете с помощью экспертизы доказать, что поломка возникла не по вашей вине.
В отличие от предыдущего случая, здесь обращаться можно только к представителю производителя, то есть в сертифицированный сервисный центр. На ремонт у них есть 20 дней.
Если срок ремонта был нарушен или поломка неустранима, то вы можете требовать возврата денег или замены товара на другой.
3. С момента покупки прошло больше 2 лет, срок службы не установлен
Ситуация аналогична предыдущей, но за одним исключением. Если срок службы на товар вообще не был установлен производителем, то претендовать на ремонт в случае обнаружения существенных недостатков можно в пределах 10 лет с момента покупки.
А вот если срок службы был установлен, составлял меньше 10 лет и истёк, то это правило уже не действует и претендовать на безвозмездное устранение недостатков уже нельзя.
**********
Приглашаю в мой полезный Telegram-канал: пишу там новости права и государства, разбор новых законов, интересные факты и полезные статьи.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
**********