Друзья, приветствую! Что-то давно у нас не было фотоподборки из цикла «Однажды в СССР». Исправляемся! И сегодня начнем с 1953 года:
На этом снимке – новенький тягач ЗИС-150 с низкорамным прицепом ЗИС-810 во дворе Московского автозавода им.Сталина. Автопоезд подготовлен для испытаний комбинированных тормозных кранов: нескольких советских, конструкции ЗИСа и института НАМИ, и одного немецкого аналога фирмы Bosch. Работа небыстрая, велась на протяжении нескольких месяцев. Каждый тормозной кран поочередно монтировали на тягач и затем проводили серию замеров в ходе лабораторных и дорожных испытаний. Производство таких прицепов для нужд армии позднее наладят на Сердобском машиностроительном заводе. А вот что интересного еще можно заметить на этом снимке, так это экспериментальный междугородный автобус ЗИС-Э127 на заднем плане, причем уже частично разукомплектованный. Эту 12-метровую громадину построили в июне 1952 года. Но оказалась она настолько неудачной, что вы сами сейчас видите, как быстро от нее избавились – и это при жутчайшем дефиците автобусов в стране…
А вот очень интересный довоенный кадр, датированный самым концом 1930-х годов. На нем изображен новенький лимузин ЗИС-101, с которого в институте НАТИ демонтировали правое крыло – с той целью, чтобы смонтировать установку для испытания рычажного амортизатора: самописец, фиксирующий на бумаге все вертикальные перемещения колеса и наглядно показывающий амплитуду затухания колебаний.
А на третьем фото мы переносимся еще на целое десятилетие назад: 1928 год, пустырь неподалеку от института НАМИ. В то время в СССР еще не умели строить автомобили повышенной проходимости (точнее, в тот момент еще только учились строить вообще хоть какие-нибудь автомобили). Поэтому для передвижения по снежной целине использовали аэросани – «кибитки» на лыжах с авиационным двигателем. Высшие чины Рабоче-крестьянской Красной армии, конечно, очень пристально следили за созданием аэросаней: некоторые модели даже поступали на вооружение. Конкретно на этом снимке показан момент испытаний новых аэросаней модели НРБ.
А эту машину узнаете? Думаю, что характерное заднее крыло даст верную подсказку. Это опытная инвалидная мотоколяска С3А. Ее передок еще очень серьезно отличается от того варианта, который станет серийным: к производству будет принят менее современный вариант, который окажется банально более дешевым в изготовлении. А на этом снимке, датированном февралём 1957 года, показан момент тензометрических испытаний кузова в лаборатории несущих систем автомобильного отдела НАМИ. Кстати, испытания были победоносно провалены: кузов при закручивании трещал по швам…
1961 год, Подмосковье, одна из последних попыток советской автомобильной науки дать шанс полугусеничным вездеходам. Такой ГАЗ-51А, поставленный на лыжи вместо передних колес и гусеницы системы Неждановского вместо задних колес, назывался НАМИ-075. Его проходимость по снежной целине, конечно, была повыше, чем у ЗИЛ-157 или вездехода ЗИЛ-164Е с колесными редукторами, блокировкой и арочных шинах. Но недостатки опять перевесили. Расход топлива доходил до 236 л/100 км, на одной заправке машина могла пройти не более 40 км. Расчетный срок службы двигателя снизился до 7 тыс. км, коробки передач – до 2 тыс. км. А за первые 36 кмпробега перечень неисправностей и поломок машины оказался таким, что его хватило бы на десяток обычных «газиков»… В общем, опять не судьба.
По всей видимости, лето 1959 года. И это вовсе не горбатый «Запорожец»: толпа специалистов, имеющих прямое отношение к советской автомобильной промышленности, создала настоящий ажиотаж возле открытого капота заднемоторного «итальянца» Fiat 600. Самый высокий брюнет богатырского телосложения, возвышающийся над толпой – это Юрий Наумович Сорочкин, первый главный конструктор ЗАЗа, а до того – главный конструктор ПАЗа и зам главного конструктора на ГАЗе. А ажиотаж вокруг «Фиата» тоже возник не случайно. Это ведь был мул, в кузове которого был смонтирован новейший советский V-образный двигатель МеМЗ-965В. Не попал в кадр еще один Fiat 600 – белого цвета, который стоял левее: на том образце был смонтирован опытный оппозитный мотор МеМЗ-965Г, который в серию не пойдёт.
Переносимся в 1965 год, когда в районе города Ступино, на песчаном берегу Оки проводились испытания сочлененного вездехода НАМИ-0106 на пневматических гусеницах. Машина эта состояла из двух секций: тягача и активного прицепа. В корме тягача стоял двигатель от ГАЗ-21 с уазовскими коробкой передач и «раздаткой». Работая с прицепом, НАМИ-0106 поворачивал за счет излома передней секции относительно задней (это производилось за счет гидроцилиндра от «ураловского» усилителя руля). Но предусматривалась возможность отстегнуть прицеп и продолжить путь только на одной головной секции, которая в этом случае поворачивала за счет раздельного притормаживания гусениц. На фото как раз и показан тот редкий случай, когда испытывалась одна лишь только головная секция вездехода.
А теперь 1983 год, испытания амфибии УАЗ-3907 на плаву. Это был засекреченный автомобиль, который разрабатывался Ульяновским автозаводом с 1978 года сугубо для нужд основного заказчика. На плаву он передвигался за счет пары гребных винтов, установленных весьма нетипично: перед задним мостом, что позволило машине обойтись без отдельного водяного руля – на воде она нормально маневрировала просто за счет поворота передних колес. УАЗ-3907 комплектовался редукторными мостами типа УАЗ-469 и механической лебедкой самовытаскивания. А вот «раздатки» на нем пробовали разные: и дифференциальную (с постоянным полным приводом), и бездифференциальную (с подключаемым передним мостом). По всей видимости, на фото показано начало или окончание процесса дозаправки правого топливного бака прямо во время движения на плаву, ведь водная программа испытаний была очень напряженной – по 300 часов для каждого из образцов 1983 года выпуска. А всего на тот момент таких амфибий было построено уже 9 образцов.
1933 год, Москва, испытания опытного образца седельного тягача Я-НАТИ-12Д. Чем мне нравится эта фотография – так это тем, что она очень хорошо передает истинные размеры довоенных ярославских грузовиков. Блин, да они же были огромные! Высота колеса – по грудь взрослого мужика. А как вам погрузочная высота платформы бортового полуприцепа? На уровне головы!!! Просто когда смотришь на фотографию этого автопоезда с вытравленным фоном и без людей (а это самое известное его изображение), его истинные габариты сильно скрадываются. Можете сравнить сами:
Удивительно, правда? А теперь представьте, насколько тяжелым было управление этой громадиной…
Прежние выпуски фотоподборок из цикла «Однажды в СССР» смотрите по следующим ссылкам:
- ЧАСТЬ 4
- ЧАСТЬ 5
- ЧАСТЬ 6