– Николай, хочу задать вам вопрос, на которой многие отвечают «Да никогда!» – но очень интересно, что вы скажете. Вы когда-нибудь кому-нибудь завидовали?
– Я не могу сказать, что я завидовал. Я понимал всегда, что когда человек у меня вызывает чувство, что я хочу уметь так же, я начинал «разбиваться», чтобы это сделать. Я очень любил это чувство, когда я начинаю хотеть «как у того». И мне безумно помогла в этом Уланова. Она мне сказала: «Коля, никогда не бойтесь кому-либо подражать. У вас все равно никогда так не получится, потому что у вас другая природа. Но в этом подражании вы найдете свое. Просто надо вовремя остановиться».
Что касается зависти, у меня была удивительная история. Я в первый раз приехал в Израиль, это были гастроли Большого театра, и нас повели в Храм Гроба Господня. Мы отстояли в дикой очереди, для того чтобы попасть туда, и пока мы стояли, нам сказали, чтобы мы загадали одно желание – и оно обязательно сбудется. А я тогда был очень скромный в бытовом плане мальчик, поэтому у меня были только материальные желания. Я очень хотел квартиру, контракты и так далее.
Но когда я туда попал, меня трясло и, видимо, истинное желание прорывается, я стоял и все время повторял: «Господи, избавь меня от зависти. Господи, избавь меня от зависти...». Когда я там оказался, видимо, то количество лет, которые я находился под прессингом того, что мне завидовали, что я все время боялся, что и у меня такое возникнет. Я никогда до этой секунды об этом не думал.
– Вот особенно в балете есть какие-то из ряда вон выходящие события, как, например, когда Нуреев с Марго Фонтейн танцевали в Париже и занавес поднимался шестьдесят девять раз, по-моему. Это, конечно, вызывает безграничное восхищение, но вот у вас никогда не было такого, что «вот бы и мне так»..
– Нет, тут не было. Я просто очень хорошо понимаю контекст времени. Никогда не надо забывать, что в каждом поколении своя мода, свои кумиры и никогда не надо соревноваться с «Аполлоном Бельведерским», потому что это совсем другое. Другое дело, чтобы получить тот успех, который выпал на мою долю, в моей профессии, в мое время... знаете, мне завидовать было никому.
– А сами себе завидовали?
– Да, я сам себе завидовал, когда исполнялось какое-либо желание, о котором я очень долго мечтал. Я так завидовал, что мне хотелось, чтобы это еще раз произошло.
– Как вы думаете, есть ли что-то, сейчас, что вы никогда не сможете сделать?
– Есть такое выражение «Не судите чужого прошлого – вы не знаете своего будущего». Меня в последние несколько лет жизнь поставила в такую ситуацию, которую я совершенно не приемлю, – и вдруг я в ней оказался. После этого я боюсь зарекаться. Потому что я знаю точно и я много раз это видел, когда ты чего-то хочешь избежать и, например, говоришь «кто угодно, но только не я», тебя Всевышний в эту ситуацию поставит, щелкнет тебя по носу, потому что гордыня и тщеславие – это грех. Я стал этого опасаться. Потому я говорю, что дай Бог, чтобы такую ситуацию мне в жизни не послали, но если случится, то надо из нее выйти с наименьшими потерями.