... -Расскажи мне про командира!.. – сколько себя помнила Машенька... с детства, это были их с мамой любимые минуты – когда мама рассказывала про командира. Это было их с мамой счастье – одно на двоих. А потом, уже в восьмом классе, Машенька мечтательно и задумчиво улыбнулась:
- Вот если бы у меня ... был такой отец!..
Мама тогда растерялась. Поправила рукой свои красивые, густые волосы. Неожиданно твёрдо и спокойно – ну, лишь едва заметно вздрогнул голос – сказала:
- А он и есть твой отец.
А Машенька расплакалась тогда не потому, что все эти годы у неё не было отца... Она ещё маленькой знала – папы есть не у всех. А сейчас ей, девчонке-восьмикласснице, стало невыносимо обидно за маму: такую красивую, нежную, весёлую... Мама самая лучшая, её все любят в школе, даже противный Толик Зайцев, который и директора не боится, не хулиганит на маминых уроках! А... командир… получается, командир бросил маму – это восьмиклассница Машенька вдруг поняла с безжалостной ясностью... И всё же она изо всех сил пыталась спасти командира. Спасти их с мамой счастливое время – когда мама рассказывала о командире, а она, Машенька, затаив дыхание, слушала, и светлая радость вдруг возносила её высоко-высоко… Она отчаянно пыталась понять, почему командир… бросил маму… Хваталась за мысль: а, может, не бросил!.. Может… Но что – может… Машенька так и не смогла придумать. Теперь она злилась на саму себя – за то, что по-прежнему вспоминала мамины рассказы про командира... любила чуточку прикрыть глаза... и представить, как сильный и красивый командир поднимал маму на руки, кружил её... Правда, теперь Машенька научилась быстро и сурово одёргивать себя, и представления тут же исчезали.
В девятом классе Славик Залугин принёс ей целую охапку степных пионов, по-здешнему – воронцов... Они лежали на Машенькиной парте алым всполохом, девчонки завистливо посматривали на цветы и на Машку, учительницы с задумчивыми, чуть грустными улыбками тоже смотрели на букет... Славик не поднимал глаз, лицо его полыхало не меньше воронцов... А после уроков Славик молча пошёл рядом с Машенькой. До самого дома проводил. И с этого дня стал по утрам ждать Машу около её дома, а после уроков, если у него не было тренировки, провожал Машеньку домой. Маше было жалко Славика Залугина – его стеснительный, грустный взгляд она замечала с класса седьмого… На цветы он решился только в девятом. А Машенька на каждой перемене искала глазами Игоря Новогорцева из одиннадцатого… И плакать хотелось, что Славик надеется… совсем без надежды надеется на их встречи. После девятого Славка собирался в Суворовское, но по математике у него никогда не было отметки выше тройки… И Машенька отважилась:
- Слав! Давай я тебе с алгеброй помогу! – Заторопилась: – Я умею объяснять… хорошо умею, ты всё поймёшь… У меня же мама учительница… Наверное, мне по наследству передалось умение учить! Хочешь?
Славка усмехнулся… он понял, что Маша просто чувствует себя виноватой… А Машеньке и правда очень хотелось хоть как-то загладить вину… перед Славкиной робкой надеждой: ведь на переменках она по-прежнему искала встреч с Игорем…
А Славка вздохнул. Серьёзно сказал:
- Давай сегодня. Зайдём после уроков ко мне, позанимаемся.
Машенька радостно закивала: конечно!
Славик жил на другом конце хутора, в маленьком старом доме, вдвоём с матерью. Отца у Славки тоже не было… Машенька подумала об этом впервые – что вот у Славки тоже нет отца… и ей ещё больше стало жалко его: ладно, она – девчонка… Им, вообще-то, и с мамой хорошо. Они с мамой сильные! Да и дед у них есть. А Славке, мальчишке, должно быть, совсем плохо без отца…
Они занимались за столиком прямо во дворе. Славка старательно и сосредоточенно выполнял задания – и правда, после Машиных объяснений задачи и уравнения решались легко, и даже интересно стало…
Скрипнула калитка – вернулась Славкина мать, тётя Люся. Удивлённо приподняла брови, присела рядом…
- Годы-то!.. Пролетели… – С усмешкой присмотрелась к Машеньке: – На мать, конечно, похожа… Но, смотрю, и от Говорова что-то мелькает… взгляд, что ли?.. – Тётя Люся говорила негромко, словно для себя самой… вспоминала что-то далёкое…
От Говорова?.. Эту фамилию Маша слышала впервые. Подняла глаза:
- А… Говоров – это кто, тёть Люсь?
Славкина мать усмехнулась, помолчала… Вздохнула:
- Значит, Катерина так и не сказала тебе об отце…
Машенька затаила дыхание. Её отец – командир… их с мамой любимый командир, сильный и красивый, – теперь Маша знала это. Вот только мама ни разу не сказала, как его зовут… Все эти годы он был просто командиром – они с мамой так любили это слово… Говоров?..
- Да отец это твой, Говоров… Капитан Говоров. Ну, сейчас-то, поди… генерал, может. А тогда… учения здесь, у нашего хутора, проходили. Ротой командовал капитан Говоров. Вскружил голову девчонке – мы с Катериной, матерью твоей, только школу тогда окончили… Мечтали – об учёбе… о любви, – ясно, девчонки… Счастья хотелось – неземного! А замуж – непременно за офицера. Катюшка влюбилась в своего капитана…
- А он, тёть Люсь?
Славкина мать вдруг растерялась… Рукой махнула:
- Он!.. Да известно… бросил Катерину… обычное дело. Уехал… и не приезжал больше. – Усмехнулась горько: – Одна судьба у нас Катериной, матерью твоей… Я тоже одна с мальчишкой осталась… Отец его, – кивнула на Славку, – даже не взглянул на сына…
Славик покраснел, нахмурился:
- Мам!..
Мать снова отмахнулась:
- Катерина хоть выучилась… Хоть что-то в жизни сбылось… А я – как убирала в сельсовете, так и убираю…
А Машенька делано равнодушно поинтересовалась:
- А куда они потом… уехали? После учений?
Тётя Люся призадумалась:
- Вроде с Волги откуда-то были…
Волга… и Говоров… Машеньке казалось, что теперь она знает об отце всё. Волга… и Говоров – эти два слова и правда помогли ей – уже после курсов профессиональной переподготовки для службы в армии. С ней учился Костик Задорожный, а дядька Костика в Штабе округа служил. Машенька за Костика делала задания на курсах. Костик дал понять, что сведущ в вопросах коммерции. Деловито спросил:
- Маш! Что я должен?
Маша улыбнулась:
- Я подумаю.
Хотя она уже знала, о чём попросит Костика…
После курсов Маше предложили служить в одной из воинских частей под Петербургом. Но теперь – вместо заветных слов Волга… и Говоров… – у неё появились новые слова: полковник Михаил Владимирович Говоров… командир мотострелковой части в Поволжье… и – номер войсковой части…
Подполковник Веснин на курсах изумлённо приподнял брови: предпочесть пригород Петербурга какому-то захолустью где-то в Поволжье?.. Головой покачал: глупая, своенравная девчонка… Жалко: фельдшер – от Бога! Через год-два вполне могла служить в окружном госпитале… Но Мария Соловей просила помочь ей попасть на службу именно в эту часть, в Поволжье…
Машенька не знала, зачем ей эта встреча с отцом. Скептически усмехалась: папочка, здравствуй!.. Я твоя дочка… Нет, конечно. Просто… неудержимо хотелось увидеть командира… Она росла с мамиными рассказами о командире, и… – просто!.. Хотелось! Увидеть его… А слёзы глотала, с девчоночьей наивной мстительностью думала: ни за что не скажу ему… что я его дочь… Пусть и дальше не знает, что я у него есть!
А увидела его усталые глаза… Сердце вдруг оборвалось: какая-то боль в них… давняя, видно… Тут же яростно сжала сердце в кулак: нечего тут!.. сопли распускать. Ясно – забот у полковника Говорова, командира части, выше крыши, – вот и устал…
Сердце сжимала в кулак… а оно болело: командир… их с мамой любимый командир.
Он был точно таким, каким Машенька представляла его – с тех пор, как стала слушать мамины рассказы о нём. Даже странно было: она не видела его все эти годы… а увидела – и он ей не показался незнакомым…
На днях его машина остановилась у офицерского общежития. Полковник Говоров приоткрыл дверцу:
- Дочка! Завтра первым делом надо составить план санитарно-профилактических мероприятий…
Машенька почувствовала, как реснички у неё задрожали… от давней, горькой-прегорькой обиды: дочка… И от невозможного счастья: дочка!..
Она же не знала, что полковник Говоров просто забыл её имя… А обращаться к девчонке в домашнем коротеньком платье по званию – товарищ младший лейтенант… как-то неуместно, когда она без формы… и развешивает выстиранное бельё…
Потом, в машине, почему-то улыбался: дочка!.. Своего крестника, Димкиного старшего, суворовца Мишку Калинина, сынком обычно называл… А тут сказал это непривычное слово – дочка… И какие-то мягкие волны вдруг закачали полковника Говорова. Вздохнул: а Димка прав, наверное… Что до сих пор дочку ждёт, Танюшу уговаривает. А девчонка эта… младший лейтенант, фельдшер Соловей… Надо не забыть – посмотреть в кадровой службе её личное дело…
И – забыл, конечно… Готовились к проверке из Штаба округа – до того ли…
… Рядовой Дружинин явился в санчасть к указанному времени. Прошёлся по коридору – ничего себе!.. Улыбнулся: такая сияющая чистота, наверное, только у матери в родильном отделении. Поправил форму – слышал, зверюга младший лейтенант Соловей терпеть не может расхлябанность… Приоткрыл дверь в кабинет фельдшера… Девчонка в обычном белом халате выслушивала лёгкие нагловатого новобранца. Строго свела брови, остановила поток слов:
- Помолчите, пожалуйста…
Кивнула Дружинину – пройдите… Что-то быстро записала в карту, подняла глаза:
- Хрипов в лёгких нет. Температура нормальная. – Протянула листок: – Возьмите направление на анализ крови. В наряд заступать можно… и нужно.
Рядовой обиженно захлопал глазами. Но под серьёзным, чуть насмешливым взглядом её карих глаз попятился к двери и вышел.
А Тимка растерялся: сразу и не узнал… Из-за белого халата, наверное, – не узнал вчерашнюю девчонку, что так участливо выслушала его опасения по поводу дальнейшей службы под командованием зверюги – младшего лейтенанта Соловей… Сейчас рядовой Дружинин счастливо заулыбался, с облегчением перевёл дыхание: ну, и что, что младший лейтенант Соловей – зверюга… Зато – какая медсестричка здесь славная… Может, и ничего служба окажется…
С такой счастливо-безмятежной, доверчивой улыбкой обратился к медсестричке… полностью уверенный в её понимании:
- Мне бы… зверюгу этого, младшего лейтенанта Соловей, увидеть. Доложить надо… о прибытии в его распоряжение.
Девчонка просто представилась:
- Младший лейтенант Соловей.
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»