«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.» (Мф. 5: 8).
У каждого человека, живущего на земле есть совесть, которая показывает ему, что есть добро, и что зло. Именно совесть удерживает нас от зла. Но у всех людей разное содержание совести, и то, что для одних является злом, для других нет. Предположим, человек верующий, соблюдающий заповеди Божии и церковный устав будет испытывать муки совести при нарушении поста, а человек неверующий нет. Совесть человека верующего, стремящегося к праведной жизни, внимательного к себе более чувствительна. Человек по мере приближения к Богу начинает видеть всё более и более своих грехов, подобно как при свете солнца видны все пятна на одежде, а в темноте не видны, также и рядом с Богом человек видит ясно свои прегрешения и грехи, и тем самым, пытаясь очиститься от них, всё более и более приближается к совершенству и святости. Таким образом, он всё более уподобляется Богу и становится Его образом и подобием: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.» (Мф. 5: 48). Совесть является как бы гласом Божиим к нам: «Он дал им смысл, язык и глаза, и уши и сердце для рассуждения, исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло. Он положил око Свое на сердца их, чтобы показать им величие дел Своих» (Сир. 17: 5-7). Совесть удерживает от грехов, побуждает нас к добру: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Псалом 15: 8). После грехопадения Адама и Евы, Господь дал народу Израиля Свои заповеди, которые удерживали народ от зла, такие заповеди как: «Не убивай. Не прелюбодействуй.» (Исх. 20: 13-14). и др. (см. Исх. 20). Но этот закон был дан для подготовки народа к приходу Мессии - Христа, Который дал заповеди, приводящие человека к святости, возводящие его в Царствие Небесное, уподобляющие его Христу. Если ветхому человеку был дан закон: «око за око и зуб за зуб». (Мф. 5: 38), то новому человеку, христианину, Господь говорит: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39), «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44). Ветхий закон был дан, чтобы уберечь богоизбранный народ Израиля, среди которого должен был родиться Христос, от зла, которое царило среди язычников, и подготовить людей к принятию проповеди Евангелия Царствия: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.» (Гал. 3: 24-27). И, если для ветхого человека было нормальным ответить злом за зло, совесть его не страдала от этого, то совесть христианина, стремящегося к соблюдению заповедей, данных Господом в Евангелии, будет страдать, если он будет отвечать злом обидчику. Но таким образом, это приводит человека к покаянию, к совершенству, и приближению к Богу, Который любит всех и праведных и грешных: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.» (Мф. 5: 45).
Настоящий христианин стремиться не только к праведности в поступках, словах, но и к чистоте мыслей, намерений, чувствований, потому что Господь видит не только наше внешнее, но и внутреннее, то, что не видно людям, но видно Богу: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Евр. 4: 12). Надо и внутренне стремиться быть подобными Господу, как говорит Апостол Павел: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2: 5). «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист.» (1-е Ин. 3: 3). Если у человека будут чистые мысли, намерения, чувствования, чистое сердце, то и поступки будут праведные. Об этом так Господь сказал фарисеям, заботящимся о внешнем перед людьми, но не о внутренней чистоте перед Богом: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23: 25-26). Когда у человека чистые мысли и намерения, то исходя из этого чистого сердца, из внутреннего света, он делает добро, которое видно всем, и этого ждёт от нас Господь: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16). Поэтому важно заботиться о чистоте сердца, не допускать в себя нечистые помыслы, а руководствоваться светлыми, добрыми мыслями, соответствующими Евангелию. Очищению сердца способствует молитва. Молиться можно не обязательно в храме, или при чтении утреннего и вечернего правила, но и вообще всегда, при выполнении любого дела. Непрестанная молитва, благодарность Богу приближает к Нему: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» (1-е Фес. 5: 17-18). Соответственно, по мере приближения к Богу, человеку открывается видение его грехов, совесть показывает ему, что есть добро, а что зло, в соответствии со Словом Божиим, и он приходит в смирение, и покаянием старается изменить своё сердце к добру.
Человек же далёкий от Бога, не желающий жить по совести, пребывает во тьме, и не видит своих грехов, он слеп, зато видит грехи других. Так было, например, у фарисеев, помрачённых в уме, не видящих истинного света, поэтому о них сказал Спаситель: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23: 24). Дьявол настолько помрачил их ум, что они готовы были из-за правил, из-за хранения субботы, погубить жизнь, а не спасти. А накануне Пасхи боялись зайти в преторию к Пилату, чтобы не оскверниться, так как Пилат был язычником, но при этом осквернили себя убийством, предав Христа на распятие: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?» (Ин. 18: 28-29). В данном случае совесть их указывала им совершенно неправильные ориентиры, они боялись оскверниться перед Пасхой, пообщавшись с язычником в претории, в этом их совесть обличала, а в убийстве Христа, сделавшего столько добрых дел, нет, а если и осуждала, то они пошли против совести. И тьму они увидели в Самом Господе Иисусе Христе, Который есть Солнце Правды, говоря: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.» (Мф. 12: 24). Не об этом ли говорит Господь?: «если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6: 23). Когда человек идёт правильным духовным путём, он приближается к Богу, совесть его показывает ему всё больше грехов, он приходит к смирению, и ясно видит, что есть зло, а что добро в истинном Свете, и старается поступать во всём по добродетели, об этом говорит Христос: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло» (Мф. 6: 22). А других такой человек видит чистыми, не видит грехов других, видит во всём хорошее, как говорится чистому всё чисто: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.» (Тит. 1: 15). Важно смотреть в себя, и пытаться в себе победить зло, а не бороться со злом в других и не искать зло во внешних обстоятельствах. «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его.» (Лк. 6: 45). Человек, не очищенный от грехов, не может знать Бога, Бога знает тот, кто исполняет Его заповеди, человек чистый сердцем: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.» (Тит. 1: 16).
Очень важно стараться стремиться к очищению сердца, поступать по добродетели и иметь чистую совесть, потому что, когда мы предстанем на Суд Божий, именно наша совесть будет свидетельствовать за нас или против нас. Господь называет совесть соперником, с которым надо мириться, находясь здесь на пути, в земной жизни: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.» (Мф. 5: 25-26). Настоящую же радость душа испытывает от делания добра, когда имеет чистую совесть: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.» (Евр. 13: 18). Человек, имеющий чистую совесть, уподобившийся Христу, имеет дерзновение перед Богом: «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сём, как Он.» (1-е Ин. 4: 17). Жить нужно по совести и заповедям Божиим, прислушиваясь к голосу совести, выражающему волю Божию: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом» (Рим. 9: 1). Если же игнорировать голос совести, пренебрегать её обличениями, то постепенно её голос может быть всё тише, она становится всё темнее.
Кстати, по-поводу вопроса, могут ли спастись люди, не верующие в Бога, не знающие Истинного Бога, Апостол Павел отвечает: «Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, — (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.» (Рим. 2: 11-16). Если даже, человек не знает Бога, то всё равно бывает наставляем Им, потому что Бог поддерживает жизнь каждого человека: «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.» (Исаия 41: 4). У людей, не знающих Бога тоже может быть мудрость от Него, такой человек может быть водим Богом, и не знать Его. Примером, является персидский царь Кир, который был язычником, но был помазанником Божиим: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня» (Исаия 45: 1-5). Хотя это конечно бывает далеко не всегда.
«Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1-е Тим. 1: 19-20).
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят».» (1-е Петра 1: 14-16).