Знакомьтесь! Перед вами мопед РМЗ «Дельта», заводское обозначение РМЗ-2.124. Выпускался мокик на рижском мотозаводе (РМЗ) «Саркана звайгзне», с 1986 года по 1996 год. Если бы не банкротство мотозавода в 1998 году, наверняка сейчас мы бы увидели продолжение этого легендарного мокика. Но увы, годы перестройки разрушили торговые отношения и поставили точку в дальнейшем развитии завода.
Вообще, мопед «Дельта» - это некое переосмысление модельного ряда мокиков "Рига", так сказать, новая ветка развития. «Дельта» оснащена конструктивно новой рамой.
Из световой оптики, на мопеде «Дельта» предусмотрено:
- Передняя фара с дальним/ближним светом.
- Задний фонарь с габаритом и сигналом тормоза.
Напряжение бортовой электросети - 6 В.
До 1988 года на «Дельту» устанавливалась круглая передняя фара, после 1988 года мокик стал комплектоваться квадратной фарой.
Рассматриваемая «Дельта», с ручным переключением передач. Есть «Дельты» с ножным переключением передач, у них модификация по паспорту РМЗ-2.124-01.
Управление на руле:
- Справа. Рукоятка газа. Рычаг переднего тормоза. Переключатель вкл/выкл зажигания двигателя.
- Слева. Рычаг сцепления. Рукоятка положения передач. Переключатель света и кнопка звукового сигнала.
На мокиках поздних годов выпуска, у спидометра был крайне малый эксплуатационный ресурс. Из-за пластиковых шестерёнок в конструкции, спидометра едва хватало на 500 км.
У рассматриваемой «Дельты» спидометр замер на пробеге 102 км.
Емкость топливного бака - 6 литров. В бак заправляется топливная смесь - бензин (А-72 или А-76), разбавленный маслом.
По рекомендации производителя, разбавлять бензин маслом М-8М, нужно в следующих пропорциях:
- Во время обкатки двигателя. Литр масла на 20 литров бензина.
- При дальнейшей эксплуатации. Литр масла на 33 литра бензина.
По бокам мопеда есть два бардачка.
- Бардачок слева постоянно занят, так как в нем расположен коммутатор и катушка зажигания.
- Бардачок справа предназначен, как правило, для хранения гаечных ключей.
Мопед «Дельта» предназначен для передвижения по дорогам с различным покрытием. Рассчитан мокик под вес одного взрослого человека и нагрузку на багажник в районе 15 кг. Сухая масса мопеда, примерно, 55 кг.
Несмотря на озвученные характеристики, это не мешало кататься на мопеде по двое человек. Я сейчас про мальчишек, которые жгли бензин сутки на пролёт.
Привод на заднее колесо - цепной. В задней подвеске установлен маятник и два пружинных амортизатора. На заднем колесе тормоз колодочный, барабанного типа, приводится в действие нажатием на правую педаль.
В передней подвеске, вилка с пружинами. Тормоз переднего колеса колодочный, барабанного типа, приводится в действие, как я уже говорил, рукояткой на руле с правой стороны.
Мопеды «Дельта» комплектовались: двухтактным, одноцилиндровым, карбюраторным, бензиновым двигателем V-50 и его модификациями: "V-501", "V-501M", "V-50M".
У рассматриваемой «Дельты» установлен двигатель (V-50M) объемом 49.8 куб. см, мощностью 2 л.с. Карбюратор К60В. Коробка переключения передач двухскоростная. Система охлаждения двигателя - воздушная.
Контрольный расход топлива на 100 км - 2,2 литра. Максимальная скорость 40 км/ч.
Подытожу: Не знаю почему, но во времена моей молодости, «Дельта» считался элитным мокиком среди всех мопедов СССР. Его было сложно найти в продаже, а если и были хорошие варианты, то они стоили на порядок дороже. У меня был "Карпаты-Спорт", мне всегда хотелось его обменять на «Дельту», с ножным переключением передач. Но мечта так и не сбылась. На этом у мня все, до новых встреч.