Министерство обороны СССР в 1989 году поставило перед Ульяновским автозаводом задачу: модифицировать какую-либо из производимых машин для перевозки личного состава. Если подводить требования вкратце, то задача звучала следующим образом: военный автомобиль должен быть оборудован для перевозки отделения солдат (10 человек) вместе с полной амуницией, не теряя своих вездеходных качеств.
Ульяновцы в то время выпускали три серии машин: внедорожник УАЗ-3151, грузовик УАЗ-33031 и знаменитую «буханку» УАЗ-3741. При необходимости кузов каждой из них можно было адаптировать для восьми человек (водитель считался членом отделения, а место рядом с ним предназначено для командира). Поэтому опытные макеты делались на базе всех трёх автомобилей.
Легковой и грузовой УАЗ были доработаны довольно быстро, а вот модернизация УАЗ-3741 затянулась аж до февраля 1990 года. Образцам даже не дали никаких собственных индексов.
Опытный УАЗ-3151 практически не отличался от «родительской» машины. Помимо обязательной окраски в тёмно-зелёный защитный оттенок, внимательный наблюдатель мог заметить выросший на 20 см задний свес кузова. Пришлось немного поработать над рамой, добавив ещё одну поперечину для жёсткости. За передними сидениями теперь размещались 3 скамейки — две вдоль бортов и ещё одна откидывалась возле дверей: на неё садились лицом к дверям двое солдат, последними залезшие в машину.
Макет на базе грузового УАЗа оснастили новой металлической платформой, закрытой тентом. Так как в этом экземпляре имелись колёсные ниши, погрузочная высота снизилась на 205 мм (835 вместо старых 1040). Но залезть в кузов возможно только через задний борт. Боковые же больше не могли откидываться. Для размещения солдат вдоль центральной оси платформы спинка к спинке располагались две скамейки.
Также предусмотрено свободное место под скамьями для вещмешков и прочей амуниции вместе с кронштейнами на стойках тента, предназначенными для удобной перевозки оружия. Тент мог полностью либо частично откидываться, а для переговоров солдат с командиром было открывающееся окошко, соединяющее кабину и кузов. Для обогрева солдат в холодное время суток имелся обогреватель О-30, который можно регулировать как из кабины, так и из кузова. Из дополнительных новшеств заметен усиленный передний бампер и дополнительный бензобак на 56 литров.
Военизированная же версия «буханки» унаследовала многие черты от известной машины скорой помощи на той же базе. Здесь предусмотрена аналогичная система обогрева платформы и точно такое же раздвижное окно в перегородке между кабиной и задней частью. Весь кузов, кроме кабины, оказался лишён крыши — её заменили на те же стойки с тентом. Сходство с опытным УАЗ-33031 подчёркивали те же самые скамьи для размещения солдат и аналогичный «кенгурятник» на переднем бампере.
Все три образца испытывались одновременно, в марте 1990 года. Самым перспективным был признан вариант на базе грузовой машины, но и он имел ряд серьёзных недостатков. Главный плюс модификации на базе 33031 — минимальное время, уходящее на посадку личного состава при максимальном удобстве перевозки. Хоть и имелись замеченные недостатки: выступающие из пола кузова колёсные арки, сильная тряска при езде по бездорожью и ряд схожих недочётов.
Хотя с другими образцами дело обстояло даже хуже. «Легковой» УАЗ серьёзно потерял в управляемости. Помимо этого, солдатам требовалось больше всего времени на посадку в эту машину. Ни о каком комфорте (даже в сравнении с другими образцами) не было и речи. Машина оказалась слишком тесной даже для солдат с пустыми руками. Модификация «буханки» также признана неудачной - никакого дополнительного места для вещмешков, а почти половина пространства на полу занималась теми же колёсными арками. А ещё в неё было практически невозможно быстро залезть, не ударившись об стойку для тента головой.
Но военизированному образцу УАЗ-33031 дали дальнейший шанс на жизнь. Машина обзавелась индексом 33033. А спустя год эволюционировала в УАЗ-33034. Здесь был более качественно продуман процесс посадки солдат: при выросших бортах (на 100 мм) залезть в машину сзади стало одинаково легко при открытой и закрытой стенке борта. Функцию подножки в этих случаях выполнял либо усиленный задний бампер, либо специальный элемент с внутренней стороны борта. Исправили и проблему с выступающими арками. Ещё заметен новый тент (теперь цельный) и почему-то отсутствующее отопление. Скорее всего, последний пункт вызван сжатыми сроками на доработку.
Но грузовик так и не поступил в штат Советской армии. Не прошёл углублённые испытания, так как тормозная система оказалась откровенно ненадёжной: при резком торможении машину самопроизвольно уводило вбок. Не помогли и экстренные доработки в духе «вернуть всё как было». Опытные образцы были признаны опасными для перевозки личного состава.
Из-за развала Союза вскоре стало не до обновления парка техники. Хотя спустя десятилетие Ульяновский автозавод всё-таки начал производить машины для армии.
Ими стали вездеходы УАЗ-2966 с 9 местами. Что касается не пригодившейся модели 33034: руководство предприятия попыталась вывести её на гражданский рынок, убрав все элементы, добавленные согласно оборонному заказу (скамейки, подножки, отопление, кронштейны для оружия). По сути, это был стандартный УАЗ-33031, но с металлическим тентованным кузовом. Однако, дальше опытной серии из 8 машин дело так и не продвинулось.
MetalPart — всё для ремонта УАЗ
Более 1000 заводских запчастей для автомобилей УАЗ и ГАЗ! Доставка по всей России!
Даём скидку на первый заказ!
Посетите наш интернет- магазин!
Или позвоните по телефону: 8 800 700 53 87 (звонок по России —бесплатный!)
Будем рады видеть вас в числе наших довольных клиентов!