Продолжаем исследовать список прихотей, которые остаются актуальными последние сто лет, несмотря на влияние моды. В списке И. Богардуса (1947), с которым можно познакомиться здесь, значится тонированное лобовое стекло автомобиля. Уверена, первая реакция автомобилистов будет следующая: «Запрещено!». Совершенно верно, тонирование ветрового и передних боковых стекол автомобиля запрещено, но прихоть иметь это диво-дивное никуда не исчезла. Тонировка с лобового стекла переместилась на заднее и задние боковые стёкла автомобиля. Разбираемся в психологических предпосылках живучести этой прихоти.
Дизайн и комфорт
Тонировка автомобильных стекол прочно ассоциируется с темными тонами. Но, оказывается, так было не всегда. Присмотритесь внимательно к модели La Salle американского концерна General Motors (1927). Вы увидите тонированное лобовое стекло небесно-голубого цвета! Это так красиво! Кстати, над созданием этой модели поработали художники-конструкторы из первой группы по художественному конструированию автомобилей. Считается, что успех модели сделал профессии дизайнера отличную рекламу.
Зачем понадобилось тонированное лобовое стекло? Думаю, ответ очевиден. Тонировка защищала глаза водителя от яркого солнца днем и слепящих фар встречных машин ночью. Говоря психологическим языком, её использование позволяло удовлетворить базовую потребность чувствовать себя защищенным от агрессивного воздействия среды. Другие приспособления для этих целей возникнут позже.
Комфорт и рациональность
Как и почти сто лет назад автомобильный дизайн нацелен на создание рационального изделия, которое максимально соответствует условиям эксплуатации и требованиям технологии. Рациональность тонирования стекол остается вопросом дискуссионным. Одни рассматривают этот прием как защиту, другие – как угрозу, а третьи настаивают на том, что это - каприз эстетов.
В какой-то момент комфорт водителя стал конкурировать с безопасностью пассажиров. Возникла прихоть максимально затонировать все стекла автомобиля. В России конца 90-х прошлого столетия мода на подобное тонирование продержалась несколько лет. Но то, что казалось безопасным для одних, для других представляло опасность. Поэтому этот вопрос стал регулироваться законодательством.
Согласно новому ГОСТу 33997-2016, светопропускаемость ветрового и передних боковых стекол должна составлять не менее 70%.
Подробнее на Autonews:
https://www.autonews.ru/news/5f7b3fce9a7947028a23d0e7
Безопасность и статус
Тонирование заднего и задних боковых стёкол обеспечивает дополнительную защиту очень важных пассажиров автомобиля. В других случаях к этому дизайнерскому приему прибегают желающие произвести впечатление на окружающих, подчеркнуть свое превосходство над ними, подражающие значимым другим и т.п. И, как правило, этим озабочены мужчины. Женские капризы проявляются в другом.
Кстати, стёкла автомобилей Её Величества без тонирования. Подданные всегда имеют возможность видеть свою королеву.
Зная о «слабости» автолюбителей к тонированным стеклам, разработчики автомобильного дизайна и концепт-каров часто используют их в своих демонстрационных моделях. А дальше всё будет зависеть от производителей и законов стран, где предполагается эксплуатировать автомобили.
Среди объявлений на Авто.ру представлены автомобили с тонированными стеклами. Как правило, это либо дорогие автомобили, либо бюджетные автомобили, в которых тонированные стекла появились в результате рестайлинга - смены стиля в угоду моды.