Появление новых самолетов военного назначения даже в наши дни, когда таинством проектирования и постройки таких крылатых машин овладело уже множество стран мира, все же остается явлением достаточно редким.
А потому, по вполне понятным причинам, и вызывающим повышенный интерес со стороны экспертов и простых любителей авиации.
Тем более, если рождается такой самолет в стране, до этого момента не имевшей достаточного опыта в создании крупных летательных аппаратов военного назначения.
Именно таким объектом повышенного интереса и является военно-транспортный самолет С-390 Millennium (в переводе с английского – «тысячелетие» или «тысячелетний»), который создан специалистами бразильской компании Embraer, более известной широкому кругу читателей своими пассажирскими региональными авиалайнерами.
В декабре 2020 года бразильские Военно-воздушные силы получили уже четвертый такой самолет, а месяцем ранее разработчик сумел еще и получить контракт на свою машину от венгерских военных.
Таким образом, Венгрия стала уже вторым зарубежным заказчиком, подписавшим твердый контракт на поставку новых самолетов.
Старт программы
Поисковые работы по перспективному рамповому военно-транспортному самолету были начаты специалистами Embraer еще в 2005 году.
При этом первоначально, судя по имеющимся данным, в его конструкции в значительной мере предполагалось использовать отдельные системы и узлы "регионала" Е-190, включая электро-дистанционную систему управления, крыло, силовую установку на базе турбовентиляторных двигателей General Electric CF34-10Е и даже часть фюзеляжа.
Однако затем предпочтение разработчика сместилось в сторону машины, по размерам и возможностям близкой к американским военно-транспортным самолетам семейства С-130 Hercules.
Об этом, в частности, сообщалось в заметке Гая Норриса «Embraer studies C-130-sized tactical airlifter», опубликованной 13 ноября 2006 года на ресурсе Flightglobal.
«Высокопоставленные представители промышленности отмечают, что проект транспортного самолета, который, как предполагается, основан на концепции турбовинтового самолета Lockheed Martin С-130, является одной из нескольких проработок в области военной/транспортной авиации», – указывал автор заметки.
Автор также отмечал, что компания Embraer уже обсуждала свой проект с потенциальными партнерами и компаниями-поставщиками, включая двигателестроительные компании.
Причем среди потенциальных кандидатов, по его словам, рассматривались двигатели в классе тяги 17-22 тыс. фунтов (75,6-98,0 кН), в том числе Pratt&Whitney PW6000 и Rolls-Royce BR715.
Впервые же широкой публике о новой программе Embraer в сфере военного самолетостроения было объявлено в рамках международной выставки вооружения и военной техники для всех видов вооруженных сил LAAD (Latin America Aerospace & Defence). Она проходила с 17 по 20 апреля 2007 года в выставочном комплексе Рио-де-Жанейро «Риоцентро».
Именно тогда представители компании-разработчика официально объявили о том, что ее специалисты осуществляют предпроектную проработку нового турбореактивного рампового военно-транспортного самолета, которому было присвоено обозначение C-390.
И он уже ничем, по большому счету, не напоминал авиалайнер Е-190. Ну, разве что, хвостовым оперением, очень похожим на то, что применялось на E-«джетах», и лишь позже ставшим Т-образным.
Согласно приведенным тогда сведениям, самолет должен был иметь длину 33,31 м, размах высокорасположенного крыла – 30,53 м, а также мог брать на борт полезный груз массой до 19 т, развивать максимальную скорость до 852 км/ч (М=0,8) и совершать полет на дальность до 6 тыс. км.
Размеры грузовой кабины позволяли самолету перевозить одну боевую бронированную машину класса «бронетранспортер» или «боевая машина пехоты».
Интересно, что основными задачами С-390 тогда определялись не только перевозка и десантирование личного состава и техники и перевозка раненых, но также и выполнение дозаправки топливом в полете.
Для этого планировалось использовать два стандартных подкрыльевых топливозаправочных агрегата производства британской компании Cobham, оснащаемых выдвижным шлангом с конусом на конце.
Важными свойствами нового самолета, как сообщалось, должны были стать современные бортовое радиоэлектронное оборудование и электро-дистанционная система управления, а также приборное оборудование кабины, совместимое с очками ночного видения, и возможность базирования на коротких ВПП.
Закупочная стоимость одного самолета оценивалась в то время примерно в 50 млн долл., а всей разработки – в 500 млн долл. (более подробно об этом событии - в журнале «Взлет» №5/2007).
В результате консультаций с главным заказчиком перспективного самолета – ВВС Бразилии, которым новая машина нужна была для замены парка военно-транспортных С-130 и заправщиков КС-130, – облик С-390 был сформирован окончательно.
А в марте 2008 года появилась информация о том, что бразильское правительство готово выделить первый транш – около 60 млн реалов (33 млн долл.) – для финансирования начального этапа работ по перспективному военно-транспортному самолету.
Наконец, в мае того же года в местной прессе появилась информация о том, что бразильский парламент одобрил выделение 800 млн реалов (около 440 млн долл.) на программу С-390.
Первый контракт
В октябре 2008 года компания Embraer получила от ВВС Бразилии предварительный заказ на новые самолеты.
Причем последние к тому времени сменили обозначение на КС-390, что говорило об их возможности не только перевозить личный состав и грузы, но и работать в роли воздушного заправщика.
А уже в следующем году, 14 апреля – в первый день работы выставки LAAD 2009, ВВС и Embraer заключили контракт на проведение работ по проектированию перспективного самолета, постройку двух летных прототипов, а также проведение их испытаний и сертификации.
Стоимость контракта составила 3,03 млрд реалов (около 1,3 млрд долл.), поднять в воздух первую машину тогда намечалось в 2014 году, а поставка первого КС-390 заказчику планировалась на 2016 год.
Еще через год, в июле 2010 года, на международной аэрокосмической выставке в британском Фарнборо командующий ВВС Бразилии генерал-полковник Джуничи Сайто объявил о предварительном заказе на 28 самолетов KC-390, из которых 22 – в варианте военно-транспортного, а остальные 6 – в варианте самолета-заправщика.
Впрочем, контракт на эти машины стоимостью 7,2 млрд реалов (3,3 млрд долл.) был подписан только 20 мая 2014 года – после согласования всех вопросов и успешной защиты 11-22 марта 2013 года проекта перспективной машины.
Церемония подписания контракта проходила на предприятии Embraer в Гавион-Пешото в присутствии президента страны Дилмы Русеф, министра обороны Селсо Аморима, командующего ВВС генерал-полковника Джуничи Сайто и других высокопоставленных лиц.
Тогда же предварительные соглашения с Embraer на поставку самолетов заключили еще пять стран:
- Чили - 6 самолетов,
- Колумбия - 12 самолетов,
- Португалия - 6 самолетов,
- Чехия - 2 самолета,
- Аргентина - 6 самолетов.
Примечательно, что на волне высокого интереса, проявленного к новому самолету, компания Embraer в рамках Парижского международного аэрокосмического салона в июне 2011 года объявила о планах создать удлиненную гражданскую версию машины, на которую, по оценке бразильских специалистов, в период 2018-2028 годов могло быть получено 200-250 заказов.
По словам вице-президента по продажам подразделения Embraer Defense and Security Орландо Нето, длина фюзеляжа гражданской версии КС-390 должна была вырасти за счет двух вставок: одной перед крылом (для размещения боковой грузовой двери), а другой – за крылом.
На самолет также планировалось поставить комплект авионики Rockwell Collins ProLine Fusion для его гражданской сертификации.
В том же 2011 году стало известно о том, что для силовой установки КС-390 выбран двигатель IAE V2500-А5, на базе которого специально для военного применения создан модифицированный вариант V2500-E5. Он получил сертификат типа в августе 2014 года и имеет тягу 31330 фунтов.
Двигатель разработан и выпускается компанией International Aero Engines AG (IAE), образованной совместно такими известными двигателестроительными компаниями как Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines Corporation и MTU Aero Engines.
Продолжение:
С-390 Millennium: первый полет и заграничный дебют
Полностью и целиком статью о С-390 можно прочитать в журнале "Взлет" №1-2 за 2021 г.