Найти в Дзене

С-390 Millennium: старт программы

Оглавление

Появление новых самолетов военного назначения даже в наши дни, когда таинством проектирования и постройки таких крылатых машин овладело уже множество стран мира, все же остается явлением достаточно редким.

А потому, по вполне понятным причинам, и вызывающим повышенный интерес со стороны экспертов и простых любителей авиации.

Тем более, если рождается такой самолет в стране, до этого момента не имевшей достаточного опыта в создании крупных летательных аппаратов военного назначения.

Именно таким объектом повышенного интереса и является военно-транспортный самолет С-390 Millennium (в переводе с английского – «тысячелетие» или «тысячелетний»), который создан специалистами бразильской компании Embraer, более известной широкому кругу читателей своими пассажирскими региональными авиалайнерами.

В декабре 2020 года бразильские Военно-воздушные силы получили уже четвертый такой самолет, а месяцем ранее разработчик сумел еще и получить контракт на свою машину от венгерских военных.

Таким образом, Венгрия стала уже вторым зарубежным заказчиком, подписавшим твердый контракт на поставку новых самолетов.

Военно-транспортный самолет С-390 (Фото с сайта компании Embraer)
Военно-транспортный самолет С-390 (Фото с сайта компании Embraer)

Старт программы

Поисковые работы по перспективному рамповому военно-транспортному самолету были начаты специалистами Embraer еще в 2005 году.

При этом первоначально, судя по имеющимся данным, в его конструкции в значительной мере предполагалось использовать отдельные системы и узлы "регионала" Е-190, включая электро-дистанционную систему управления, крыло, силовую установку на базе турбовентиляторных двигателей General Electric CF34-10Е и даже часть фюзеляжа.

Однако затем предпочтение разработчика сместилось в сторону машины, по размерам и возможностям близкой к американским военно-транспортным самолетам семейства С-130 Hercules.

Об этом, в частности, сообщалось в заметке Гая Норриса «Embraer studies C-130-sized tactical airlifter», опубликованной 13 ноября 2006 года на ресурсе Flightglobal.

«Высокопоставленные представители промышленности отмечают, что проект транспортного самолета, который, как предполагается, основан на концепции турбовинтового самолета Lockheed Martin С-130, является одной из нескольких проработок в области военной/транспортной авиации», – указывал автор заметки.

Автор также отмечал, что компания Embraer уже обсуждала свой проект с потенциальными партнерами и компаниями-поставщиками, включая двигателестроительные компании.

Причем среди потенциальных кандидатов, по его словам, рассматривались двигатели в классе тяги 17-22 тыс. фунтов (75,6-98,0 кН), в том числе Pratt&Whitney PW6000 и Rolls-Royce BR715.

Впервые же широкой публике о новой программе Embraer в сфере военного самолетостроения было объявлено в рамках международной выставки вооружения и военной техники для всех видов вооруженных сил LAAD (Latin America Aerospace & Defence). Она проходила с 17 по 20 апреля 2007 года в выставочном комплексе Рио-де-Жанейро «Риоцентро».

Именно тогда представители компании-разработчика официально объявили о том, что ее специалисты осуществляют предпроектную проработку нового турбореактивного рампового военно-транспортного самолета, которому было присвоено обозначение C-390.

И он уже ничем, по большому счету, не напоминал авиалайнер Е-190. Ну, разве что, хвостовым оперением, очень похожим на то, что применялось на E-«джетах», и лишь позже ставшим Т-образным.

Согласно приведенным тогда сведениям, самолет должен был иметь длину 33,31 м, размах высокорасположенного крыла – 30,53 м, а также мог брать на борт полезный груз массой до 19 т, развивать максимальную скорость до 852 км/ч (М=0,8) и совершать полет на дальность до 6 тыс. км.

Размеры грузовой кабины позволяли самолету перевозить одну боевую бронированную машину класса «бронетранспортер» или «боевая машина пехоты».

Интересно, что основными задачами С-390 тогда определялись не только перевозка и десантирование личного состава и техники и перевозка раненых, но также и выполнение дозаправки топливом в полете.

Для этого планировалось использовать два стандартных подкрыльевых топливозаправочных агрегата производства британской компании Cobham, оснащаемых выдвижным шлангом с конусом на конце.

Важными свойствами нового самолета, как сообщалось, должны были стать современные бортовое радиоэлектронное оборудование и электро-дистанционная система управления, а также приборное оборудование кабины, совместимое с очками ночного видения, и возможность базирования на коротких ВПП.

Закупочная стоимость одного самолета оценивалась в то время примерно в 50 млн долл., а всей разработки – в 500 млн долл. (более подробно об этом событии - в журнале «Взлет» №5/2007).

В результате консультаций с главным заказчиком перспективного самолета – ВВС Бразилии, которым новая машина нужна была для замены парка военно-транспортных С-130 и заправщиков КС-130, – облик С-390 был сформирован окончательно.

А в марте 2008 года появилась информация о том, что бразильское правительство готово выделить первый транш – около 60 млн реалов (33 млн долл.) – для финансирования начального этапа работ по перспективному военно-транспортному самолету.

Наконец, в мае того же года в местной прессе появилась информация о том, что бразильский парламент одобрил выделение 800 млн реалов (около 440 млн долл.) на программу С-390.

Отработка действий по десантированию техники и грузов с самолета С-390 (Фото с сайта компании Embraer)
Отработка действий по десантированию техники и грузов с самолета С-390 (Фото с сайта компании Embraer)

Первый контракт

В октябре 2008 года компания Embraer получила от ВВС Бразилии предварительный заказ на новые самолеты.

Причем последние к тому времени сменили обозначение на КС-390, что говорило об их возможности не только перевозить личный состав и грузы, но и работать в роли воздушного заправщика.

А уже в следующем году, 14 апреля – в первый день работы выставки LAAD 2009, ВВС и Embraer заключили контракт на проведение работ по проектированию перспективного самолета, постройку двух летных прототипов, а также проведение их испытаний и сертификации.

Стоимость контракта составила 3,03 млрд реалов (около 1,3 млрд долл.), поднять в воздух первую машину тогда намечалось в 2014 году, а поставка первого КС-390 заказчику планировалась на 2016 год.

Еще через год, в июле 2010 года, на международной аэрокосмической выставке в британском Фарнборо командующий ВВС Бразилии генерал-полковник Джуничи Сайто объявил о предварительном заказе на 28 самолетов KC-390, из которых 22 – в варианте военно-транспортного, а остальные 6 – в варианте самолета-заправщика.

Впрочем, контракт на эти машины стоимостью 7,2 млрд реалов (3,3 млрд долл.) был подписан только 20 мая 2014 года – после согласования всех вопросов и успешной защиты 11-22 марта 2013 года проекта перспективной машины.

Церемония подписания контракта проходила на предприятии Embraer в Гавион-Пешото в присутствии президента страны Дилмы Русеф, министра обороны Селсо Аморима, командующего ВВС генерал-полковника Джуничи Сайто и других высокопоставленных лиц.

Тогда же предварительные соглашения с Embraer на поставку самолетов заключили еще пять стран:

  • Чили - 6 самолетов,
  • Колумбия - 12 самолетов,
  • Португалия - 6 самолетов,
  • Чехия - 2 самолета,
  • Аргентина - 6 самолетов.

Примечательно, что на волне высокого интереса, проявленного к новому самолету, компания Embraer в рамках Парижского международного аэрокосмического салона в июне 2011 года объявила о планах создать удлиненную гражданскую версию машины, на которую, по оценке бразильских специалистов, в период 2018-2028 годов могло быть получено 200-250 заказов.

По словам вице-президента по продажам подразделения Embraer Defense and Security Орландо Нето, длина фюзеляжа гражданской версии КС-390 должна была вырасти за счет двух вставок: одной перед крылом (для размещения боковой грузовой двери), а другой – за крылом.

На самолет также планировалось поставить комплект авионики Rockwell Collins ProLine Fusion для его гражданской сертификации.

В том же 2011 году стало известно о том, что для силовой установки КС-390 выбран двигатель IAE V2500-А5, на базе которого специально для военного применения создан модифицированный вариант V2500-E5. Он получил сертификат типа в августе 2014 года и имеет тягу 31330 фунтов.

Двигатель разработан и выпускается компанией International Aero Engines AG (IAE), образованной совместно такими известными двигателестроительными компаниями как Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Japanese Aero Engines Corporation и MTU Aero Engines.

Двигатель V2500-E5 для самолета С-390 (Фото с сайта компании IAE)
Двигатель V2500-E5 для самолета С-390 (Фото с сайта компании IAE)

Продолжение:

С-390 Millennium: первый полет и заграничный дебют

Полностью и целиком статью о С-390 можно прочитать в журнале "Взлет" №1-2 за 2021 г.