Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Первый советский 175-кубовый мотоцикл К-175. Его называли «Ковровской Явой»

Сегодня нас ждет очередная часть истории ковровского мотоцикла. В 1956 году на смену К-55 пришла новая модель К-175, о которой я вам подробно сегодня и расскажу.

В то время это был первый отечественный мотоцикл с двигателем объемом 175 кубических сантиметров.

Про предшественника — мотоцикл К-55 вы можете прочитать в отдельном материале.

К-175 был огромным шагом вперед по сравнению К-55 не только в вопросе техники (об этом чуть позже), но и в плане внешнего вида.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Если вы сравните его с легендарной чехословацкой Явой «Старушкой», то обязательно найдете схожие черты.

Особенно это касается задней части с очень похожими формой кожухов и квадратными крышками вещевых ящиков.

Даже хромированные вставки на бензобаке и форма фары здорово напоминали мотоциклы Jawa.

Из-за этого сходства К-175 часто называли «Ковровской Явой».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Конструкция мотоцикла нового для СССР класса «175» была оригинальной, по некоторым оценкам, это была революция в отечественном мотоциклостроении.

К-175 имел огромный потенциал для модернизации. Он стал основой практически для всех будущих мотоциклов завода вплоть до «Восхода-3М-01», выпуск которого продолжался до 2003 года.

Главной гордостью завода был совершенно новый одноцилиндровый двигатель рабочим объемом 173,7 кубических сантиметров.

Он выдавал 8 л.с. при 5200 об/мин и разгонял мотоцикл до 80 км/ч.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Новый двигатель имел довольно сильную степень унификации со 125-кубовым мотором завода. Некоторые детали даже были взаимозаменяемыми.

Отличительной особенностью был карбюратор, закрытый декоративной крышкой.

Трёхступенчатую коробку передач К-175 позаимствовал от предшествующего К-55.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Ранние мотоциклы отличались полуавтоматом выжима сцепления. Работало это следующим образом: при нажатии на педаль переключения передач происходило также воздействие на ролик рычага механизма сцепления.

Рычаг отводил муфту в сторону, соответствовавшую выключению сцепления. Муфта воздействовала на шток, который упирался в нажимной диск.

При этом переключать передачи можно было и по старинке при помощи рычага на руле.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Подвеску и систему электрооборудования постоянного тока с аккумулятором К-175 также позаимствовал у К-55, а рама мало чем отличалась от мотоцикла К-58.

Впервые в СССР использовали на серийном мотоцикле взаимозаменяемые колеса с 16-дюймовыми шинами.

Вместо старых сидений типа «лягушка» использовали мягкое и толстое двухместное сиденье.

Пассажир получил собственные складные подножки, которые крепились к нижней части рамы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Цепь привода заднего колеса спрятали в пыленепроницаемый кожух, крыло переднего сделали более глубоким. Сигнал разместили под фарой. Переключатель света и замок зажигания вмонтировали в топливный бак.

К-175 также получил стоп-сигнал, повысивший безопасность передвижения на мотоцикле. Предшественник такой опции не имел.

Топливный бак ёмкостью 12 литров был спроектирован заново, но использовал нигрипсы от К-55.

Часть поверхности хромировалась и имела цировки в качестве окантовки. Цировки также наносились на передний и задний грязевые щитки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В Музее ковровского мотоцикла и спорта, который недавно открылся в Коврове Владимирской области, есть сразу два мотоцикла К-175.

Вишнёвый относится к первой серии. Таких в 1956 году было сделано всего около 70 экземпляров. Именно их называли «Ковровскими Явами».

Уже в 1957 году завод перешел к выпуску К-175 второй серии, которая была значительно упрощена по сравнению с мотоциклом первой серии.

Мотоцикл чёрного цвета, который вы видите на фотографиях, как раз относится к более позднему варианту.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Мотоцикл второй серии отличался отсутствием кожуха руля и рядом других элементов.

Был еще К-175 условно третьей серии, который получил бак увеличенного объема.

Эмблемой первых двух вариантов была буква «К» в круге, 3-й вариант выпускался под новым товарным знаком «Ковровец-175», на эмблеме которого поверх надписи «Ковровец» располагались сидящие зайцы.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В таком виде мотоцикл К-175 выпускали до 1960 года. Всего с 1956 по 1960 годы было выпущено 184 762 мотоцикла всех трех серий.

Встретить на дорогах сейчас такой просто невозможно, но некоторые сохранившиеся экземпляры есть в частных коллекциях (оба этих мотоцикла предоставлены местным коллекционером Николаем Турбаевым), а также в деревнях.

Я провел наличие К-175 в продаже, но не обнаружил ни одного активного объявления на Авто.ру. Вот такая редкость!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов