Дело было в 1993 году. Компания General Motors обвинила Volkswagen в промышленном шпионаже после того, как в Volkswagen перешёл ведущий топ-менеджер подразделения GM Opel, Хосе Игнасио Лопес де Арриортуа вместе со всей командой. GM утверждала, что VW воспользовался её корпоративными секретами.
Хосе Игнасио Лопес де Арриортуа был, действительно, эффективным и ценным топ-менеджером концерна и ключевым игроком бизнеса. Ему удалось разработать уникальную систему сокращения издержек в процессе закупок. Родом из среды воинственных басков, Хосе Игнасио на работе вёл себя как в бою. Его любимый лозунг знали все, кто с ним работал: "Война до победного конца". Коллеги утверждали, он доводил поставщиков General Motors до истерик, заставляя их снижать цены.
Борьба за голову Лопеса шла ожесточённая. Во вторник, 9 марта 1993 года, The New York Times публикует сообщение уважаемой публике о том, что Лопес уходит из General Motors в Volkswagen. В среду, 10-го, компания GM публикует опровержение. В четверг The New York Times вновь пишет, что Лопес намерен уйти из GM: «Главный спец по сокращению издержек уходит в VW». Авто рынок колбасит, акции GM тут же заметно проседают. 12-го марта GM публикует извещение, что Лопес остаётся (некоторые источники утверждали, что президент GM Джек Смит лично приезжал к Лопесу домой и сутки уговаривал его остаться). Тем не менее, 16-го числа Лопес подаёт официальное уведомление об отставке, а 17 марта он уже назначен главой по оптимизации производства и закупок концерна Volkswagen.
Сколько ему предложили денег - неизвестно, но полагаю сумма смогла бы удовлетворить самое богатое воображение. Топ-менеджер продался компании-конкуренту. Но не просто продался, а уволок с собой базу с 60-ти тысячной номенклатурой поставщиков, цен и условий поставок. Плюс прихватил материалы по новейшим разработкам Opel, а также своё руководство по практике сокращения производственных издержек. Лопес вероломно пренебрёг коммерческой тайной и пониманием, что такое личные разработки, которые принадлежат уже не тебе, а компании.
И столкнулись лбами два гиганта. Уголовные обвинения и гражданские иски были поданы в Германии и США. Личные и профессиональные отношения были разрушены. Дело Лопеса тянулось целых три года и стало одним из наиболее драматичных на рынке автоиндустрии.
В результате судебных боёв измученные компании согласились на одно из крупнейших урегулирований в своем роде: GM отказывается от исков в обмен на обещание VW выкинуть из компании Лопеса и купить запчасти GM на сумму 1 миллиард долларов в течение семи лет. Кроме того, VW должен был выплатить GM 100 миллионов долларов.
29 ноября 1996 года Volkswagen объявил, что увольняет Лопеса. 13 декабря прокурор ФРГ обвинил Лопеса в промышленном шпионаже. Однако уголовное преследование было заменено штрафом. А в 1998 году Лопес попал в странную автокатастрофу и на три месяца впал в кому.
Беда с Хосе Игнасио Лопес случилась сразу после того, как он опубликовал истинные причины увольнения из GM. Он сообщил, что руководство GM за преданную работу обещало ему построить завод в его родном Баскском регионе и установить там его систему бережливого производства. Однако американцы обманули Лопеса и начали строить производство на основе его принципов - в Польше и Венгрии, а не в Испании. Топ-менеджер посчитал шаг компании предательством и унижением по отношению к себе и решился на ответный шаг.
В настоящее время Хосе Игнасио Лопес спокойно живет в Испании и работает свободным консультантом и отклоняет все предложения крупных компаний.