Найти в Дзене
Петр Власов

Наполеоновские войны: оружие французской пехоты

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Французская металлургическая промышленность не обладала достаточными возможностями и ресурсами, чтобы успевать вооружать постоянно увеличивавшуюся многотысячную армию империи современным оружием, и в то же время восполнять потери оружия в многочисленных сражениях. Поэтому на вооружении армии Наполеона наряду с новейшими образцами состояло и старое оружие второй половины 18 века, произведенное еще до революции, при королевской власти. Да и новое оружие, созданное наспех, в рекордно короткие сроки, зачастую представляло собой просто копии старых образцов с минимальными изменениями и усовершенствованиями.

Прежде, чем приступить к описанию стрелкового оружия Франции, необходимо указать, что во французской армии терминология типов оружия отличалась от русской терминологии. Главное пехотное оружие в обеих армиях называлось ружьем, а вот дальше термины существенно расходились. Нарезные ружья у русских назывались штуцерами, а у французов – карабинами; а у русских карабинами называли укороченные гладкоствольные кавалерийские ружья. И так далее (но подробнее о различиях терминов кавалерийского оружия будет сказано в соответствующей статье).

ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ПЕХОТЫ

Ружье пехотное образца 1777 г.

Калибр 17,5-мм, вес 4,64 кг, длина без штыка 152 см, со штыком 200 см, вес пули 25,5 гр.
Калибр 17,5-мм, вес 4,64 кг, длина без штыка 152 см, со штыком 200 см, вес пули 25,5 гр.

Это ружье калибра 17,4-мм было основным и самым распространенным огнестрельным оружием французской армии в конце 18 – начале 19 веков. Ружей образца 1777 г было выпущено очень много; однако они не отличались особо высокими боевыми качествами. Это более чем посредственное оружие имело малую даже для того времени дальность прицельного выстрела. По официальным заявлениям французских оружейников прицельная дальность ружья образца 1777 года составляла всего 150 метров (для сравнения: прицельная дальность русского ружья обр. 1808 года - около 200 метров). Но на самом деле вести прицельную стрельбу из ружей обр. 1777 г. далее, чем на 110 метров, было просто невозможно: в этом неоднократно убеждались в боях французские пехотинцы. Кроме того, из-за плохо сконструированной пластины зажима кремня на курке эти ружья слишком часто давали осечки - намного чаще, чем ружья армий других стран. Пехотинцы Наполеона почти поголовно были недовольны своим оружием. Но выбирать им было не из чего, и потому гренадерам и фузилерам приходилось мириться с недостатками ружья образца 1777 г., и надеяться в основном на свой трехгранный штык длиной 40 см. Вероятно, именно поэтому многие французы становились буквально виртуозами штыкового боя. А если возникала возможность, французы тут же заменяли свое уставное оружие на иностранное - трофейное, подобранное на поле боя.

Ружье пехотное модель AN-IX (1801 г)

Калибр 17,5-мм, вес 4,37 кг, длина без штыка 151 см, со штыком 198 см, вес пули 23 гр.
Калибр 17,5-мм, вес 4,37 кг, длина без штыка 151 см, со штыком 198 см, вес пули 23 гр.

Пехотное ружье модель AN-IX являлось почти точной копией старого ружья образца 1777 г – французские оружейники в условиях развертывания массовой армии, требовавшей производства миллиона стволов, оказались неспособны быстро разработать новое оружие; они просто несколько усовершенствовали уже имевшийся образец. Фактически оружейники только немного снизили вес ружья и заменили часть железных деталей, подверженных коррозии, медными. Естественно, что такая «переделка» не улучшила боевых качеств основного оружия пехоты, и ружье AN-IX сохранило все недостатки своего предшественника. Мало того, ухудшение качества изготовления стволов в условиях спешного массового производства вынудило французов уменьшить размер пули, создавая тем самым зазор между пулей и стенками ствола. Этот зазор, допускавший прорыв части пороховых газов, уменьшил точность стрельбы и убойную силу пули, зато сделал эксплуатацию ружья более безопасной – иначе ствол могло разорвать из-за неровностей стенок ствола, неизбежно возникавших в условиях плохой обработки металла. Маркировка AN-IX обозначала год выпуска в отсчете после революции: 9-й год после 1792 года = 1801 год.

Карабины (штуцеры) нарезные пехотные

Французские нарезные карабины: вверху модель 1793 года, внизу модель AN-XII (1804 г)
Французские нарезные карабины: вверху модель 1793 года, внизу модель AN-XII (1804 г)

Это оружие нетипично для французской армии. Нарезные ружья для пехоты французы начали выпускать только в 1793 году под впечатлением от эффекта нарезного оружия австрийских стрелков в боях в Италии. Однако из-за отсутствия опытных мастеров в данной области и высоких затрат производство так и не стало массовым: за семь лет (с 1793 г) было произведено не более 10 тыс. нарезных ружей. В 1800 г производство нарезных пехотных карабинов во Франции было прекращено; правда, в 1806 г Наполеон попытался восстановить их выпуск, но без особого успеха (до конца наполеоновской эпопеи было изготовлено всего около 2 тыс. нарезных пехотных карабинов). По наполеоновским уставам нарезными карабинами должны были вооружаться офицеры и унтер-офицеры (сержанты) вольтижерских рот линейной и легкой пехоты, однако эти распоряжения оставались в основном на бумаге. Подавляющее большинство унтер-офицеров вольтижеров сохранили свои старые гладкоствольные ружья; нарезные карабины в основном закупали для себя за личные деньги только некоторые офицеры фузилеров (стараясь приобрести роскошно отделанный экземпляр), но они использовали это дальнобойное оружие исключительно для личной самообороны…

ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ ПЕХОТЫ

Полусабли (тесаки) пехотные

Французские пехотные полусабли.  Вверху – модель AN-XI (1803 г), внизу - модель AN-IX (1801 г)
Французские пехотные полусабли. Вверху – модель AN-XI (1803 г), внизу - модель AN-IX (1801 г)

Кроме огнестрельного оружия, пехотинцы располагали также и холодным. Рядовые и унтер-офицеры имели полусабли с коротким клинком (около 59 см). Впрочем, боевое значение этого оружия довольно спорно: в мемуарах и дневниках современников нигде не встречается упоминания о применении полусабли в сражениях. Зато полусабли довольно часто использовались солдатами как мирный подручный инструмент (нарубить веток для шалаша на биваке, и т.п.). Видимо бесполезность этого оружия в бою, а так же неспособность французских предприятий обеспечить вооружением всю полумиллионную армию Наполеона, привели к тому, что вскоре император исключил полусаблю из системы вооружения пехоты. Отмена же этого оружия привела к тому, что у пехотинцев ношение полусабли стало знаком «элитности». Отныне право ее носить имели лишь сержанты и капралы всех пехотных частей, рядовые гренадерских и вольтижерских рот и, конечно, пехотинцы Императорской Гвардии (за исключением некоторых частей Молодой Гвардии, сформированных в 1813-1814 гг. из новобранцев). Обвязанная красивым темляком, полусабля была непременным спутником ее обладателя в момент, когда он, получив увольнение, выходил на прогулку или отправлялся в отпуск. Правда, иногда случалось, что после обильной выпивки этот короткий, но увесистый клинок становился орудием для сведения счетов между товарищами по полку или соперниками из соседних частей...

Полусабли саперные: армейская модель AN-IX, и гвардейская AN-X

-6

Саперы, считавшиеся элитой пехотных частей, после отмены у пехоты полусабель всё же сохранили за собой право носить свои тесаки, которые они обычно использовали как инструмент при проведении различных работ. Саперы вообще отличались от остальных солдат не только меховыми шапками и мундирами других цветов, но еще и особым оружием. В частности, они вооружались не пехотными ружьями, а укороченными кавалерийскими мушкетонами (будут описаны в разделе «Оружие французской кавалерии»). Из-за того, что саперам, в наступлении разрушавшим оборонительных укреплений врага, то и дело приходилось оказываться в непосредственном соприкосновении с противником, когда их мушкетон был закинут за спину (чтобы освободить руки для работы), боевое значение быстро извлекаемой из ножен полусабли становилось жизненно важным.

Холодное оружие саперов внешне сильно отличалось от общеармейского; оно имело более широкий клинок и крупную защитную гарду на рукоятке, хорошо защищавшую руку сапера. А саперы Императорской гвардии имели особые, вычурно украшенные полусабли: их литые латунные эфесы венчались изображением головы кукарекающего петуха. Тем не менее, несмотря на демонстративно декоративный эфес, тесаки гвардейских саперов являлись вполне работоспособным инструментом. Их клинки имели зубчатый обух; он использовался как пила при изготовлении фашин, применявшихся при возведении линий обороны и артиллерийских батарей.

Шпаги и сабли офицеров французской пехоты

Регламентные шпаги французских офицеров
Регламентные шпаги французских офицеров

Как и во всех армиях Европы того времени, пехотные офицеры наполеоновской армии имели на вооружении личное холодное оружие — шпаги и сабли. Однако во французских войсках, в отличие от других европейских армий, шпага являлась регламентированным оружием только у офицеров фузилеров и егерей. Офицеры же гренадер, карабинеров и вольтижеров по уставу должны были носить сабли. Впрочем, в армии Наполеона даже рядовые солдаты часто нарушали предписанные регламентом форму и состав вооружения; среди офицеров же игнорирование уставных постулатов было чуть ли не «правилом хорошего тона». Поэтому оружие «по уставу» в лучшем случае использовалось на парадах; в походных же и боевых условиях офицеры вооружались тем оружием, которое им больше нравилось. Поэтому офицеры «рот центра» нередко носили сабли; и напротив, командные кадры элитных рот довольно часто бывали при шпагах. Так как во французской армии офицеры не снабжались оружием централизованно, а покупали его за свой счет и по своему вкусу, модели офицерского холодного оружия отличались большим разнообразием. Поэтому не раз случалось, что в руках офицеров пехоты оказывались более широкие кавалерийские шпаги, или не пехотные, а легкокавалерийские сабли (которые даже иногда приходилось укорачивать для удобства использования в тесноте рукопашной свалки). Правда, при такой вольнице порой доходило и до абсурда. Так, согласно ряду иконографических документов эпохи Империи известно, что некоторые из пехотных офицеров носили свои сабли на портупее кавалерийского образца. Эти портупеи были так длинны, что, когда офицер находился в пешем строю, сабля волочилась по земле. Понятно, что это не совсем удобно, особенно при совершении каждодневного тридцатикилометрового марша. Тем не менее, так как многие французы являлись ужасными модниками, они готовы были страдать – лишь бы быть элегантными...

Типичная сабля французского пехотного офицера –  укороченная переточкой до 79 см бывшая гусарская сабля
Типичная сабля французского пехотного офицера – укороченная переточкой до 79 см бывшая гусарская сабля

Та же история происходила и с холодным оружием, предписанным уставами для генералов и старших офицеров штабов. По регламенту им полагалось носить в конном строю сабли, а при выходе в город – шпаги. Но, разумеется, генералы еще менее следовали регламенту, чем офицеры пехотных полков, и оружие этих высокопоставленных и хорошо обеспеченных высших чинов отличалось еще большим разнообразием и богатством отделки. Роскошно украшенные генеральские экземпляры этих видов оружия изготавливались лучшими мастерами Европы, и стоили очень дорого, являясь их гордостью и поводом для хвастовства…

Роскошно украшенные сабли французских генералов
Роскошно украшенные сабли французских генералов

Наполеоновские войны: виды французской пехоты

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.