Теперь, когда самые ядовитые пары и опасные твердые частицы были удалены из выхлопных труб, глобальные регулирующие органы, которые отслеживают эти неприятные частицы размером 2,5-10,0 микрон, которые могут оседать в ваших легких и раздражать ваши глаза, нос и горло, сосредоточивают внимание на тормозной пыли и выбросы шин.
Этого не избежать даже электромобилям и другим «чистым» транспортным средствам. Но выбросы не относящиеся к выхлопным газам, будет чертовски сложно измерить, не говоря уже о регулировании. К счастью, уже есть решение проблемы тормозной пыли, приносящее хорошие эстетические дивиденды: чистые колеса и зеркальные роторы.
Современный популярный семейный хэтчбек, работающий на совершенно новых, правильно накачанных шинах известных производителей, выбрасывает около 5,8 грамма / километр частиц. Это приблизительно в 1000 раз превышает допустимую норму выбросов твердых частиц из выхлопной трубы в 4,5 миллиграмма на километр в ЕС.
В результате покупатели, тяготеющие к более крупным и тяжелым грузовикам и внедорожникам, ухудшают окружающую среду не только из-за плохой экономии топлива. Между тем, тяжелые аккумуляторные батареи электромобилей усугубляют износ шин, а рекуперативное торможение помогает уменьшить тормозную пыль, создаваемую этими транспортными средствами с аккумуляторным питанием.
Исследования, проведенные правительственными экспертами по качеству воздуха в Соединенном Королевстве, показали, что выбросы твердых частиц, не являющиеся выхлопными газами, составляют более половины загрязнения частицами от автомобильного транспорта.
Грядет законодательство, направленное на ограничение износа шин, безусловно, угрожающее повлиять на все параметры шин, которые дороги автолюбителям, от сопротивления качению до бокового сцепления. Но решение проблемы износа тормозов уже коммерциализировано, если не «демократизировано». Эта концепция впервые вышла для Porsche Cayenne Turbo под названием Porsche Surface Control Brakes (PSCB), а всего несколько месяцев назад Brembo представила очень похожую концепцию под названием Greentive.
В любом случае диск из серого чугуна подвергается процессу покрытия термическим напылением, известному как покрытие высокоскоростным кислородным топливом (HVOF). HVOF включает сжигание жидкого топлива и кислорода с последующим вытеснением производимого газа через сопло на сверхзвуковой скорости. Порошок - в данном случае карбид вольфрама - впрыскивается в этот поток, частично плавится без изменения его химического состава и осаждается на заготовке в виде плотного покрытия с низкой пористостью толщиной 0,1 мм и чрезвычайно высокой прочностью связи.
В каждом случае результатом является зеркальная поверхность ротора, которая никогда не ржавеет, что значительно продлевает срок службы как колодок, так и диска. Любопытно, что Porshe отмечает улучшение износа колодок и ротора на 90 и 30 процентов соответственно, в то время как Brembo меняет их - износ колодок снижается на 30 процентов, износ диска - на 90 (когда логотип Brembo, тисненый на диске, исчезает, пришло время для новых). Проект Greentive был реализован в рамках европейской инициативы LOWBRASYS по разработке тормозной системы с низким уровнем воздействия на окружающую среду, что привело к заявленному сокращению выбросов твердых частиц на 50 процентов.
Естественно, для этих зеркальных роторов требуются специальные колодки. Brembo еще не разгласила много информации о химическом составе своей колодки Greentive, но она, вероятно, будет точно соответствовать Porsche. Их описывают как умеренно «адгезивные», пропитанные микроскопическими твердыми частицами, способными на короткое время проникать в карбид вольфрама в микроскопическом масштабе. Низкая пористость ротора означает, что вся колодка контактирует с ротором без канавок, ямок или пустот, которые ограничивают трение на стандартных роторах.
Как эта технология влияет на эффективность торможения? Porsche заявляет, что PSCB сохраняет свою тормозную способность даже при высоких температурах, а установка создает так мало пыли, что автопроизводитель идентифицирует пакет с белыми суппортами. Следовательно, какие бы колеса вы ни выбрали, оставайтесь чистыми, обрамляя эти роторы, которые всегда выглядят как зеркала.
Этот процесс покрытия HVOF является дорогостоящим, поэтому даже законодательное принуждение вряд ли приведет к использованию этой технологии в автомобилях начального уровня. Porsche взимает 3490 долларов за PSCB на моделях Cayenne. (Для справки, керамико-композитные тормоза Porsche стоят 9 080 долларов.) Я ожидаю, что цены на тормоза Greentive будут соответствовать PSCB, и сначала появятся на автомобилях более высокого класса.
Спасибо за внимание!
Ждите больше интересного из автомобильного мира.