Ан-70 создавался ещё в СССР, проектные работы велись в 1970-е годы. Первый лётный экземпляр был построен совместными усилиями постсоветских России и Украины. На авиазаводе в Киеве заложили всего 3 самолёта, но достроили только один, с бортовым номером - UR-NTK (в период c 2001 до 2015 года).
Затем КБ Антонова использовало этот борт на заводских испытаниях как летающую лабораторию. Также Ан-70 неоднократно прилетал в Москву на авиасалон МАКС. В этом был резон: самолёт рассматривался Министерством обороны РФ как перспективный транспортник для ВТА, этакий турбовинтовой неприхотливый аналог для реактивного Ил-76, который расширяет диапазон задач и возможностей военной транспортной авиации России.
В 2015 году Минобороны Украины буквально отобрало этот единственный Ан-70 у "Антонова": у предприятия были старые договорные обязательства по серийной поставке самолёта этого типа в ВВС Украины, а начать серийное производство было невозможно без сотрудничества с Россией. Забрали за долги, так сказать, что могли. Майдан - майданом и пусть Россия теперь "враг", а договор продолжал действовать и юридически никакого форс-мажора не было. Ведь разрыв экономических отношений - это не война и не стихийное бедствие. Так что вот так...
Теперь единственный Ан-70 служит "збройным силам" и будет делать это до полной выработки ресурса или до лётного происшествия. Никакой реальной перспективы у проекта нет. Ан-70, как и самый большой в мире транспортный самолёт Ан-225 "Мрия", существует только в одном экземпляре, теоретически являясь при этом серийным самолётом.
Когда-то Ан-70 рассматривался как прямой конкурент схожего по лётно-техническим характеристикам самолёта Airbus A400M Atlas. Причина провала проекта видится исключительно в области политики. Серийная сборка Ан-70 должна была начаться на авиазаводе в Казани. В 2015 году Минобороны РФ вычеркнуло Ан-70 из планов по закупке (после украинского демарша по всем фронтам сотрудничества), - и для России этого самолёта больше не существует.
Данный материал подготовлен на фоне новостей об успешно завершённых 4-м и 5-м испытательных полётах нового российского транспортного самолёта Ил-112 в начале апреля 2021 года.