Найти тему
ГИКТ России

Как в России зародился общественный транспорт?

Оглавление

В нынешнее время общественный транспорт стоит наравне с личным транспортом.

Лишь около 50 млн. человек имеют личное средство передвижения в России(это даже не половина населения).

Востребован общественный транспорт почти везде: и в городах и в глубинке.

Очень жаль,что наши власти не уделяют внимания глубинному транспорту!!Есть пример!!Приедешь в крупный город-транспорт чистый,экологичный и красивый,приедешь в глубинный город-везде пыхтящие ПАЗики и ЛиАзы.

Сегодня мы узнаем:как же зародился общественный транспорт в России?

ОМНИБУСЫ И ЛИНЕЙКИ

Петербургский омнибус
Петербургский омнибус

В 1828 году муниципальное управление Петербурга разрешило движение двух-трёх упряжных конных омнибусов-закрытых экипажей с 16-ти посадочными местами.Примерно в то-же время появились так называемые линейки или сидейки-простые повозки,запряжённые 2-4 лошадьми и имеющие 10-14 сидячих мест.Пассажиры в линейках сидели на скамье расположенной между передней и задней осью.В Москве такого рода повозки на зимнем санном ходу,начали распространяться с 1840-х годов.

В 1850 году частное Общество московских публичных экипажей открыло движение от Ильинских ворот до Смоленского рынка, Покровского моста, Рогожской и Тверской застав; летом - на лоно природы в Сокольники, Петровский парк или в Останкино, т. е. линии по направлению из центра к окраинам или сквозные через весь город.

Московская линейка
Московская линейка

Позже линейки и конные экипажи ввели в Риге,Варшаве, Одессе, Ростове-на-Дону и др. городах страны.

КОНКИ

В 1854 году в Санкт-Петербурге появилась первая в Российской Империи конная-железная дорога,проще говоря "конка".

А 27 августа 1863 года её стали использовать для пассажирских целей.

Новый транспорт очень понравился петербуржцам-за 1-ый год своего существования конка перевезла почти 1,5 млн человек,за 2-ой-2 миллиона.

Проезд на империале(верхнем этаже)стоил 3 копейки,в вагоне-5 копеек.

Конка на Невском проспекте
Конка на Невском проспекте

Обычно в конке могло находиться до 35 человек одновременно.

Вопрос о введении конки в Москве решался ещё с заседания городской думы 1863 года.

И лишь в 1872 году конки появились в Москве.

Затем конные городские железные дороги появились в Казани,Риге,Саратове,Баку,Самаре,Воронеже,Минске и других городах.

В некоторых городах конки продержались до 20 века,например в Минске они оставались аж до 20-х годов!!

ТРАМВАИ

В 1870-х годах в Санкт-Петербурге начали появляться трамваи на паровой тяге,которые служили очень хорошей заменой конке.(Лошади оставляли гору фикалий в городе из-за чего запах стоял неимоверный)

Паровые трамваи представляли из себя небольшой паровоз облагороженный под эстетику того времени и 3-4 вагона.

Петербургский паровой трамвай
Петербургский паровой трамвай

В 1886 году паровой трамвай пришел и в Москву.

"Паровичёк"(так ласково прозвали москвичи трамвай) ходил от Миусской заставы до Петровской сельхозакадемии.

"Паровичёк"
"Паровичёк"

Однако большего развития паровой трамвай,ни в Москве,ни в Петербурге,ни вообще в Российской Империи не получил из-за скорого появления электрических трамваев.

Первые электрические трамваи в Российской Империи начали ходить в Киеве,в 1892 году.

Первые Киевские электрические трамваи проезжают по Александровскому спуску.1892 год.
Первые Киевские электрические трамваи проезжают по Александровскому спуску.1892 год.

За десятилетие электрические трамваи были пущены также:

1896 г.-Нижний Новгород,

1897 г.-Екатеринослав и Елисаветград,

1898 г.-Курск,Витебск,Севастополь,Орёл

1899 г.- Москва,Житомир,Либава,Казань,Кременчуг,

1900 г.-Астрахань,Ярославль,Екатеринодар,

1901 г.-Рига,Ростов-на-Дону,Тверь,Смоленск.

В Санкт-Петербурге с 1895 года ходил ледовый трамвай,который перевозил людей по замёрзшей Неве зимой.

Однако столица Империи не имела регулярной трамвайной системы.

Ледовый трамвай
Ледовый трамвай

Ледовая трамвайная система Петербурга работала до 1910 года.

Круглогодичный электрический трамвай в Петербурге пустили лишь 29 сентября 1907 года из-за стойких владельцев конок,которые сопротивлялись пуску трамвая.

В Азиатской части России первая линия трамвая была пущена в 1912 году,во Владивостоке.

АВТОБУСЫ

Первая автобусная линия в России была пущена в июне 1907 года,в Архангельске.

Автобус в Архангельск поставила немецкая фирма НАГ.

Он весил 6 тонн и мог перевозить 25 человек.

Автобус в Архангельске.Фото 1907 года.
Автобус в Архангельске.Фото 1907 года.

Вскоре было определено расписание маршрута.

20 сентября 1907 года в Архангельске начал ходить и второй автобус.

14 октября того же года,к сожалению граждан,оба автобуса сгорели в гараже.

Но уже через неделю "НАГ" поставила в Архангельск новые автобусы,которые снова начали движение по маршрутам.

11 ноября 1907 года первая автобусная линия была пущена в Санкт-Петербурге.

В Москве первый автобус пошёл ещё в июле,однако его маршрут представлял собой "пригородную маршрутку"

Летом 1908 года самодвижущийся омнибус был пущен в центре Москвы:от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот.

Однако вскоре омнибус сломался.

В дальнейшем в дореволюционной России,Московский автобус не развивался.

В 20-х годах Москва развивалась очень быстро и трамвайная система оказалась перенагруженной.

В связи с этим Министерство жилищно-коммунального хозяйства приняло решение о организации регулярных маршрутов для города.

18 апреля 1924 года самодельные автобусы пошли по дачному маршруту Пресненская застава-Серебряный бор.

Эксплуатация линии показала хорошие результаты,и летом МЖКХ пустила маршрут в центре Москвы.

Он связал Каланчёвскую площадь с Белорусским вокзалом.

По маршруту ходили английские автобусы "Лейланд".

Автобус "Лейланд" на Шереметьевской улице в Марьиной роще.Конец 1920-х годов.
Автобус "Лейланд" на Шереметьевской улице в Марьиной роще.Конец 1920-х годов.

"Лейланды" развивали скорость до 30-км/ч и могли перевозить 28 человек.

В 30-х годах автобус в Москве развивался невероятными темпами.

Уже в 1937 году в Москве работал 41 автобусный маршрут.

ТРОЛЛЕЙБУСЫ

В 1881 году Вернер фон Сименс придумал троллейбус.

В России инженер Шуберский,в 1904-1905 г. предложил проект троллейбусной линии Новороссийск-Сухум,однако он так и не был воплощён.

Первая троллейбусная линия в России появилась лишь в 1933 году,в Москве.

Первые линии пролегали на северо-западе города.

На маршрутах использовались первые советские троллейбусы ЛК-1.

Троллейбус ЛК-1(Лазарь Каганович-1),Первый советский троллейбус
Троллейбус ЛК-1(Лазарь Каганович-1),Первый советский троллейбус

Вторым городом с троллейбусом в СССР стал Ленинград.

21 октября 1936 года по маршруту Красная площадь-площадь Труда прошёл первый петербургский троллейбус.

В течении 3-х следующих лет в Ленинграде было открыто ещё 3 троллейбусных линии.

МЕТРО

Первый проект Московского метро был создан ещё в 1875 году.

Однако на протяжении 60-ти лет ни один из многочисленных проектов так и не был воплощён в жизни.

Как мы уже говорили-в 20-х годах Москва развивалась очень быстро и транспорт был перенагружен.

15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Лазаря Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена,чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвай.

В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена,тогда же Метрострой начал основные строительные работы.

Для обеспечения темпов строительства,в Москву привозились заключённые ИТЛ.

Строительство первой линии Московского метро.
Строительство первой линии Московского метро.

4 февраля 1935 года в тоннелях Московской подземки прошёл первый пробный поезд.

Первый рейс первого поезда в Московском метрополитене.1935 год.
Первый рейс первого поезда в Московском метрополитене.1935 год.

А для рядовых граждан метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.

Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км пути,13 станций и 12 метро-составов.

Первая очередь шла от станции "Сокольники" до станции "Парк Культуры" с ответвлением на "Смоленскую".

Данное ответвление,ставшее Филёвской линией,в 1937 году дошло до станции "Киевская".

До начала Великой Отечественной войны Московский метрополитен получил ещё две линии.

Вторым метрополитеном в СССР стал Ленинградский,открытый 15 ноября 1955 года.

Понравилась статья?Подпишись на канал и жди новых публикаций!!!

Напомню что я рассказываю о Географии,Истории,Культуре и Транспорте в России.

До новых встреч!!