В нынешнее время общественный транспорт стоит наравне с личным транспортом.
Лишь около 50 млн. человек имеют личное средство передвижения в России(это даже не половина населения).
Востребован общественный транспорт почти везде: и в городах и в глубинке.
Очень жаль,что наши власти не уделяют внимания глубинному транспорту!!Есть пример!!Приедешь в крупный город-транспорт чистый,экологичный и красивый,приедешь в глубинный город-везде пыхтящие ПАЗики и ЛиАзы.
Сегодня мы узнаем:как же зародился общественный транспорт в России?
ОМНИБУСЫ И ЛИНЕЙКИ
В 1828 году муниципальное управление Петербурга разрешило движение двух-трёх упряжных конных омнибусов-закрытых экипажей с 16-ти посадочными местами.Примерно в то-же время появились так называемые линейки или сидейки-простые повозки,запряжённые 2-4 лошадьми и имеющие 10-14 сидячих мест.Пассажиры в линейках сидели на скамье расположенной между передней и задней осью.В Москве такого рода повозки на зимнем санном ходу,начали распространяться с 1840-х годов.
В 1850 году частное Общество московских публичных экипажей открыло движение от Ильинских ворот до Смоленского рынка, Покровского моста, Рогожской и Тверской застав; летом - на лоно природы в Сокольники, Петровский парк или в Останкино, т. е. линии по направлению из центра к окраинам или сквозные через весь город.
Позже линейки и конные экипажи ввели в Риге,Варшаве, Одессе, Ростове-на-Дону и др. городах страны.
КОНКИ
В 1854 году в Санкт-Петербурге появилась первая в Российской Империи конная-железная дорога,проще говоря "конка".
А 27 августа 1863 года её стали использовать для пассажирских целей.
Новый транспорт очень понравился петербуржцам-за 1-ый год своего существования конка перевезла почти 1,5 млн человек,за 2-ой-2 миллиона.
Проезд на империале(верхнем этаже)стоил 3 копейки,в вагоне-5 копеек.
Обычно в конке могло находиться до 35 человек одновременно.
Вопрос о введении конки в Москве решался ещё с заседания городской думы 1863 года.
И лишь в 1872 году конки появились в Москве.
Затем конные городские железные дороги появились в Казани,Риге,Саратове,Баку,Самаре,Воронеже,Минске и других городах.
В некоторых городах конки продержались до 20 века,например в Минске они оставались аж до 20-х годов!!
ТРАМВАИ
В 1870-х годах в Санкт-Петербурге начали появляться трамваи на паровой тяге,которые служили очень хорошей заменой конке.(Лошади оставляли гору фикалий в городе из-за чего запах стоял неимоверный)
Паровые трамваи представляли из себя небольшой паровоз облагороженный под эстетику того времени и 3-4 вагона.
В 1886 году паровой трамвай пришел и в Москву.
"Паровичёк"(так ласково прозвали москвичи трамвай) ходил от Миусской заставы до Петровской сельхозакадемии.
Однако большего развития паровой трамвай,ни в Москве,ни в Петербурге,ни вообще в Российской Империи не получил из-за скорого появления электрических трамваев.
Первые электрические трамваи в Российской Империи начали ходить в Киеве,в 1892 году.
За десятилетие электрические трамваи были пущены также:
1896 г.-Нижний Новгород,
1897 г.-Екатеринослав и Елисаветград,
1898 г.-Курск,Витебск,Севастополь,Орёл
1899 г.- Москва,Житомир,Либава,Казань,Кременчуг,
1900 г.-Астрахань,Ярославль,Екатеринодар,
1901 г.-Рига,Ростов-на-Дону,Тверь,Смоленск.
В Санкт-Петербурге с 1895 года ходил ледовый трамвай,который перевозил людей по замёрзшей Неве зимой.
Однако столица Империи не имела регулярной трамвайной системы.
Ледовая трамвайная система Петербурга работала до 1910 года.
Круглогодичный электрический трамвай в Петербурге пустили лишь 29 сентября 1907 года из-за стойких владельцев конок,которые сопротивлялись пуску трамвая.
В Азиатской части России первая линия трамвая была пущена в 1912 году,во Владивостоке.
АВТОБУСЫ
Первая автобусная линия в России была пущена в июне 1907 года,в Архангельске.
Автобус в Архангельск поставила немецкая фирма НАГ.
Он весил 6 тонн и мог перевозить 25 человек.
Вскоре было определено расписание маршрута.
20 сентября 1907 года в Архангельске начал ходить и второй автобус.
14 октября того же года,к сожалению граждан,оба автобуса сгорели в гараже.
Но уже через неделю "НАГ" поставила в Архангельск новые автобусы,которые снова начали движение по маршрутам.
11 ноября 1907 года первая автобусная линия была пущена в Санкт-Петербурге.
В Москве первый автобус пошёл ещё в июле,однако его маршрут представлял собой "пригородную маршрутку"
Летом 1908 года самодвижущийся омнибус был пущен в центре Москвы:от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот.
Однако вскоре омнибус сломался.
В дальнейшем в дореволюционной России,Московский автобус не развивался.
В 20-х годах Москва развивалась очень быстро и трамвайная система оказалась перенагруженной.
В связи с этим Министерство жилищно-коммунального хозяйства приняло решение о организации регулярных маршрутов для города.
18 апреля 1924 года самодельные автобусы пошли по дачному маршруту Пресненская застава-Серебряный бор.
Эксплуатация линии показала хорошие результаты,и летом МЖКХ пустила маршрут в центре Москвы.
Он связал Каланчёвскую площадь с Белорусским вокзалом.
По маршруту ходили английские автобусы "Лейланд".
"Лейланды" развивали скорость до 30-км/ч и могли перевозить 28 человек.
В 30-х годах автобус в Москве развивался невероятными темпами.
Уже в 1937 году в Москве работал 41 автобусный маршрут.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ
В 1881 году Вернер фон Сименс придумал троллейбус.
В России инженер Шуберский,в 1904-1905 г. предложил проект троллейбусной линии Новороссийск-Сухум,однако он так и не был воплощён.
Первая троллейбусная линия в России появилась лишь в 1933 году,в Москве.
Первые линии пролегали на северо-западе города.
На маршрутах использовались первые советские троллейбусы ЛК-1.
Вторым городом с троллейбусом в СССР стал Ленинград.
21 октября 1936 года по маршруту Красная площадь-площадь Труда прошёл первый петербургский троллейбус.
В течении 3-х следующих лет в Ленинграде было открыто ещё 3 троллейбусных линии.
МЕТРО
Первый проект Московского метро был создан ещё в 1875 году.
Однако на протяжении 60-ти лет ни один из многочисленных проектов так и не был воплощён в жизни.
Как мы уже говорили-в 20-х годах Москва развивалась очень быстро и транспорт был перенагружен.
15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Лазаря Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена,чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвай.
В 1933 году был утверждён технический проект первой очереди метрополитена,тогда же Метрострой начал основные строительные работы.
Для обеспечения темпов строительства,в Москву привозились заключённые ИТЛ.
4 февраля 1935 года в тоннелях Московской подземки прошёл первый пробный поезд.
А для рядовых граждан метрополитен был открыт 15 мая 1935 года.
Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км пути,13 станций и 12 метро-составов.
Первая очередь шла от станции "Сокольники" до станции "Парк Культуры" с ответвлением на "Смоленскую".
Данное ответвление,ставшее Филёвской линией,в 1937 году дошло до станции "Киевская".
До начала Великой Отечественной войны Московский метрополитен получил ещё две линии.
Вторым метрополитеном в СССР стал Ленинградский,открытый 15 ноября 1955 года.
Понравилась статья?Подпишись на канал и жди новых публикаций!!!
Напомню что я рассказываю о Географии,Истории,Культуре и Транспорте в России.
До новых встреч!!