Найти в Дзене
АвиаОбоз

А вы знаете, как убирают резину с взлетно-посадочной полосы

Садящиеся самолеты оставляют резину на бетонном полотне аэродрома, в чем вы можете убедиться, внимательно посмотрев на закрашенную черными мазками взлетно-посадочную полосу. Вы когда-нибудь думали, что это нужно удалять? Давать слою резины накапливаться не безопасно, поэтому аэропорты регулярно удаляют его с помощью химикатов, воды или воздуха под высоким давлением

Удаление резины с ВПП в аэропорту Дубая. Фото: Dubai Airport
Удаление резины с ВПП в аэропорту Дубая. Фото: Dubai Airport

Резина на ВПП

Самолеты приземляется примерно в одной и той же зоне взлетно-посадочной полосы, называемой зоной приземления. Это общепринятые правила, и инструкции для этого прописаны в документах ИКАО. Зона приземления начинается немного дальше порога ВПП и дает возможность самолету использовать максимальную длину аэродрома после посадки.

Эта зона имеет установленную ИКАО разметку, но ее также легко заметить по черным следам от предыдущих приземлений.

Типовая разметка на взлетно-посадочной полосе. Threshold - порог ВПП. Touchdown zone - зона приземления. Фото: Wikimedia
Типовая разметка на взлетно-посадочной полосе. Threshold - порог ВПП. Touchdown zone - зона приземления. Фото: Wikimedia

При посадке с шин самолета срезается слой резины. Это происходит в том момент, когда неподвижные колеса начинают вращаться после контакта с поверхностью земли. Трение, возникающее от огромного давления на землю, вызывает стирание резины с шины и ее затвердевание на поверхности ВПП.

Этот дым, который можно увидеть при посадке, образуется при раскручиванием колес. Фото: Getty Images
Этот дым, который можно увидеть при посадке, образуется при раскручиванием колес. Фото: Getty Images

Удаление резины

Оставление резины на взлетно-посадочной полосе может привести к серьезным последствиям. Она уменьшает трение при посадке и влияет на управляемость самолета. А в сырую погоду повышается риск аквапланирования.

Поэтому в аэропортах периодически удаляют резину с поверхности ВПП. Как следует это делать, предписывается авиационными регулирующими органами на основе рекомендаций ИКАО. Безусловно, это зависит от интенсивности использования взлетно-посадочной полосы. Например, в США сроки проверки ВПП на отложения резины варьируются от еженедельных для ВПП с более, чем 210 ежедневными приземлениями, до одного раза в год для ВПП с менее чем 15 посадками в день.

Heathrow с высоты птичьего полета, видна часть взлетно-посадочной полосы, темная от соприкосновения с шинами. Фото: Getty Images
Heathrow с высоты птичьего полета, видна часть взлетно-посадочной полосы, темная от соприкосновения с шинами. Фото: Getty Images

Удаление резины должно восстановить трение между шинами и поверхностью ВПП при посадке. Это не так-то просто – удалить черные резиновые следы.

Проверка состояния взлетно-посадочной полосы включает в себя измерение величины сцепления, а не только визуальный осмотр. После очистки часть следов может остаться, поскольку ее слишком интенсивное удаление может вызвать повреждение поверхности ВПП.

Залежи каучука бывают и во Франкфурте. Фото: Lufthansa
Залежи каучука бывают и во Франкфурте. Фото: Lufthansa

Существует три основных способа удаления резиновых следов, каждый из которых описан в руководстве ИКАО по аэропортовым операциям. Аэропорты в зависимости от конкретных условий могут выбрать, какой метод использовать. Вот эти методы:

  • Использование химических растворов
  • Обработка водой под высоким давлением
  • Обработка горячим воздухом под высоким давлением

Использование химических растворов

Химикаты наносятся на поверхность ВПП, выдерживаются там некоторое время, и затем удаляются водой. В настоящее время химические растворы очень эффективны, выполняя свою задачу они не повреждают поверхность ВПП. Бетонные поверхности обрабатывают крезолом и бензолом, а асфальтовые - щелочными растворами.

Указанные химические вещества дороги и требуют особого обращения. Кроме того, взлетно-посадочная полоса не используется в течение времени обработки. Нормы ИКАО предполагают, что зона приземления для нанесения и удаления может быть исключена из работы на восемь часов.

При химической обработке важно следить за разметкой на   поверхности ВПП. Фото: Dubai Airports
При химической обработке важно следить за разметкой на поверхности ВПП. Фото: Dubai Airports

Обработка водой под высоким давлением

Струя высокого давления заставляет приварившуюся резину оторваться от поверхности взлетно-посадочной полосы. Обычно это делается специализированным автомобилем, хотя в небольших аэропортах могут использоваться ручные устройства.

Специализированный автомобиль в Германии. Фото: Hammelmann Oelde - Wikimedia
Специализированный автомобиль в Германии. Фото: Hammelmann Oelde - Wikimedia

Давление струи при обработке зависит от оборудования (сверхвысокое давление лучше, но дороже), и глубины удаления резины.

На практике аэропорты зачастую используют комбинацию химической очистки и очистки струей воды высокого давления.

Грузовик с распылителем воды убирает резину. Фото: Dubai Airports
Грузовик с распылителем воды убирает резину. Фото: Dubai Airports

Использование горячего воздуха высокого давления

Удалять резину можно также сжатым воздухом высокой температуры, как и струей воды. При использовании этого метода есть вероятность, что частицы резины останутся на поверхности ВПП, поэтому необходима тщательная проверка по окончании работ.

Известны случаи использования в аэропортах пескоструйных устройств. Но такой способ еще больше увеличивает риск повреждения поверхности ВПП.

Источник: Simple Flying

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу

Читайте еще на канале

Авто
5,66 млн интересуются