В последнее время специально написал немного скучной теории, чтобы чуть позже, то есть сейчас, перейти к практике. Предлагаю составить вполне себе полноценную тренировку. На момент публикации статьи данное занятие уже будет проведено непосредственно на поле.
Для начала нам надо понять, для какой группы мы составляем тренировку. Критерии мы описали совсем недавно в этой статье.
- Уровень. Любительский. Но на самом деле просто детский. Так как тренировка в детском возрасте должна учить и развивать.
- Возраст. 10 - 11 лет. Ребята занимаются футболом 3-4 года.
- Часть сезона. Участие в регулярном турнире. Не оказывает сильное влияние на характер тренировок.
- Мезоцикл. Период изучения и совершенствования взаимодействия в малых группах.
- Микроцикл. Тренировка в середине недели. Особый акцент на удары по воротам и завершение атаки.
- Тренировка. Развитие ловкости и быстроты. Совершенствование навыков взаимодействия в малых группах при завершении нападения и ударов по воротам.
- Группа из 12 футболистов.
- Погода. Апрель, +10-15° без осадков.
- Поле размеров 1/4 от стандартного для игры 11 на 11. В наличие есть и фишки, и конусы, барьеры, а также манишки.
В рамках изучения и дальнейшего улучшения навыков игры в малых группах мы выделяем время для работы над ударами по воротам и завершения атаки. Детям очень нравятся такие тренировки, так как позволяют забивать много голов. А кому это не понравится!? Поэтому занятие проходит интенсивно и продуктивно. Что позволяет тренеру развивать ещё и физические качества. С тренировкой ударов и завершения хорошо сочетаются такие качества как ловкость и быстрота, поэтому мы их и выбрали для развития в этом занятии.
Как было сказано в предыдущей статье, планирование конкретной тренировки основывается на цели и задачах. Цель нашей тренировки мы видим в пункте 6 - удары по воротам и завершение нападения.
Как один из способов планирования занятия, представлю следующий, которым пользуюсь в большинстве случаев. Можно назвать его "обратным способом", так как первым делом нужно продумать основное упражнение, в котором и будет сделан акцент на цели занятия. А уже потом, можно будет разработать вспомогательные (в том числе и разминку), которые подготовят футболистов к решения задач в основном упражнении.
Основное упражнение
Для отработки ударов и завершения атаки в малых группах мы выбрали упражнение, которое уже публиковали ранее. Это игра 3 на 3. Вот как она выглядит:
Подготовительные упражнения
После того, как мы определились с основным упражнением и тем, какие действия ( и как) нужно будет выполнять футболистам, мы можем продумать упражнение, которое подготовит игроков к этому.
Значит мы понимаем следующее:
- упражнение должно быть чуть более простым, чтобы у игроков получилось сделать достаточное количество ударов;
- упражнение должно соответствовать критериям завершения атаки, то есть действия должны быть быстрыми, игроки должны искать попытку для удара и играть на добивании;
- упражнение должно быть игровым, то есть мы моделируем непосредственно завершение атаки.
Для того, чтобы упражнение было чуть более простым для завершения, сделаем численное преимущество 3 в 2 для полевых игроков (плюс мы добавляем вратарей к атакующим и обороняющимся), при этом в начале выполнения 2 защитника будут должны будут находиться только на своих половинах.
Поле остаётся тех же размеров, что и в основном упражнении, что дает возможности создавать и сразу использовать моменты для удара и играть на добивании. А ещё, то же самое поле даёт возможность более эффективно использовать время тренировки, так как не придётся его тратить на то, чтобы перестроить площадку.
В итоге, у нас получается игра 3 в 2 на завершение с вратарями.
В этом упражнении также можно и нужно использовать преимущества игровых ситуаций. Как можно заметить, у игроков красной команды есть возможность не только для отбора мяча, но и для проведения собственной атаки после отбора/перехвата. Также, если удалось поймать мяч, продолжить игру может и вратарь красных быстрым вводом мяча на открывающихся партнёров.
Таким образом, игра продолжается до ухода мяча за пределы поля. После чего в игру вступают следующие игроки. Вариантов смен может быть несколько, в зависимости от количества игроков, а также от дополнительных задач, поставленных тренером.
Подготовительная часть и разминка
Уже писал в предыдущих статьях про условное разделение тренировки на части, повторяться не буду. Поэтому перейдем непосредственно к планированию упражнений.
В начале тренировки нам нужно совместить цели тренировки с футбольным развитием в целом, так как завершение нападения, быстрота и ловкость - это малая часть футбольной деятельности. Поэтому почти любую тренировку на поле можно начать с пробежки с ведением мяча.
Движемся далее. Удары по воротам после ведения, добивания, удары в касание после передачи, а также в борьбе с противником - все эти действия требуют проявления координационных способностей и "взрывной" или стартовой скорости как одной из форм быстроты.
Именно поэтому мы включили развитие ловкости и быстроты в цели нашего занятия. А так как проявление этих качеств в завершении атаки происходит совместно (обычно друг за другом, то есть сначала скорость потом ловкость, или наоборот), поэтому и в упражнении нам нужно соединить проявление быстроты и ловкости.
Вариантов таких упражнений можно составить десятки. Если это будет что-то уже известное вашим футболистам, то провести такое упражнение можно в форме эстафеты. Если что-то новое и/или более сложное, то лучше сделать без соревновательной среды, чтобы выполнить правильно - без искажений техники.
Что предлагаю для этой тренировки:
В дополнение к нашей координационно-скоростно части мы включим удары по воротам, так как улучшение этого навыка тоже является целью нашей тренировки.
Для того, чтобы игроки сразу проявили максимальную скорость, а также наносили удары в игровой обстановке, сделаем это упражнение на удары в формате игры 1 на 1.
Таким образом, у нас получилась следующая структура тренировки:
- пробежка с ведением мяча;
- координационно-скоростное упражнение;
- удары по воротам в формате 1 на 1;
- атака против защиты 3 на 2 (плюс вратари);
- игра 3 на 3, удары;
- игра в футбол;
- обсуждение итогов тренировки.
Что со временем?
Для того, чтобы тренировка прошла хорошо, нам нужно понимать, сколько времени займёт каждое упражнение и каковы по длительности будут паузы между ними.
Стандартная длительность тренировки - полтора часа, или, для удобства мы будем считать в минутах, 90 минут.
Обычно, тренеры примерно понимают сколько времени займёт то или иное упражнение, и если всё продумано хорошо, тогда действительно не будет проблем. Но в некоторых случаях дело не в продолжительности упражнения, в количестве повторений, сделанных футболистами. Поэтому считать придется более тщательно.
Начнём с пунктов, которые не требуют особого подсчёта.
- На общий сбор перед началом тренировки и пробежку выделяем 5 минут. Столько же и на обсуждение итогов в конце. (10 минут).
- Один раунд эстафеты занимает минуту времени. Мы проведем 5 раундов для полноценного включения координационных и скоростных качеств. Таким образом, 5 минут - само выполнение, плюс 5 минут мы выделяем на переходы и объяснения. (10 минут).
- Удары в парах. Выполнение одной пары и переход к следующей - 20 секунд. У нас 5 пар. Каждому футболисту нужно сделать по 4 ускорения (чтобы пробить по 2 раза, а также хорошо проработать скоростные способности). Получается, что 5 пар сделают по разу за 100 секунд, а по 4 раза за 400. 400 секунд = 6 минут 40 секунд. Добавляем переход и объяснение, и получаем те же 10 минут. (10 минут).
- Атака против защиты 3 в 2 - самое продолжительное упражнение в нашей тренировке, так как все должны сыграть равное количество раз будучи и нападающими, и защитниками. Время одного розыгрыша этого упражнения - 15"-30". То есть за 1 минуту успевают сделать 2 пары. Чтобы каждый нападающий сыграл на всех трех позициях по 2 раза это займет 6 минут. Так как выполнить это упражнение в качестве нападающих нужно всем футболистам, поэтому нужно будет сделать 3 таких круга. Получается 18 минут. Добавляем по минуте на переходы между кругами. Получаем 20 минут. Плюс 3 минуты на объяснение и 2 минуты на паузу после предыдущих упражнений. (25 минут).
- В игре 3 на 3 с ударами участвуют одновременно 6 человек, то есть половина нашего состава на тренировке. Данная игра достаточно интенсивна, поэтому мы играем в неё по 1 минуте, а запасные готовы выйти максимально быстро, и меняются сразу тройками по сигналу тренера. Для того, чтобы каждый сыграл по 5 раз, мы выделяем 12 минут. Плюс 3 минуты на объяснение. (15 минут).
- Все оставшееся время (заключение тренировки мы уже посчитали) мы играем в футбол. Это 20 минут. Минус время на установку от тренера.
Какой же получилась тренировка?
В двух основных упражнениях ( игра 3 на 3 и атака 3 в 2) а также в подготовительном (1 на 1 с ударами) футболисты получили возможность сделать достаточное количество ударов по воротам. Причем все они были сделаны в игровой ситуации, с сопротивлением одного или нескольких соперников.
В подготовительной части была проделана значительная работа над скоростными и координационными качествами, причём именно в том их проявлении, которые нужны для успешных действий в завершении атаки - с резкой сменой направления и прыжками.
Тренировка получилась очень плотной, с физическими, и технико-тактическими задачами. Мы сумели её провести, и даже уложились в нормативное время. Но для детей данного возраста (10-11 лет) она все-таки достаточно тяжелая, как с физической, так и с психической точек зрения, плюс мало самой игры в футбол. Поэтому тренировку такого формата нежелательно проводить больше чем 1-2 за 2 недели.