Найти в Дзене
Проект SFERA Live

В 2022 году начнется производство ЛМС-901 на смену Ан-2

Оглавление

Самолет Ан-2, получивший в народе прозвище «Кукурузник» и «Аннушка» и вошедший в книгу рекордов Гиннеса, до сих пор трудится на благо малой авиации. Вот уже несколько лет российские конструкторы пытаются создать новый самолет, усовершенствовав характеристики Ан-2. А ему, на минуточку,  более 70 лет. Интересно узнать, как продвигается работа и когда ждать «преемника».

 

Слишком долго длилась история с поиском замены Ан-2, но дорогу осилит идущий! — Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Слишком долго длилась история с поиском замены Ан-2, но дорогу осилит идущий! — Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Как модернизировали Ан-2

Наверняка вы знаете, почему Россия нуждается в легких самолетах. На ее огромной территории есть отдаленные уголки, наземное сообщение с которыми затруднено, особенно в определенное время года. Для доставки грузов, перевозки пассажиров в такие районы просто необходим современный самолет, который сможет осуществлять посадку практически в любой местности.

В течение нескольких лет велись модификации самолета Ан-2. Хорошие результаты показал Ан-3 — ремоторизованный вариант Ан-2. Но в непростое постсоветское время проект не получил развития.

В 2011 году в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им С.А. Чаплыгина (СибНИА) приступили к глубокой модернизации Ан-2. Конструкторы намеревались удешевить и упростить эксплуатацию самолета, сохранив при этом технические преимущества Ан-2. Первым делом заменили устаревший мотор АШ-62ИР на турбовинтовой американский двигатель Honeywell TPE 331-12 мощностью 1100 л.с. Он, в отличие от старого двигателя, работавшего только на дорогом авиационном бензине, показал больший моторесурс при работе на дешевом керосине.

Вместо тканевой обшивки крыльев новосибирские конструкторы использовали композитные материалы. Благодаря этому удалось жестко связать оба крыла, повысить аэродинамические показатели, а также расположить в крыльях баки с топливом емкостью 3,5 тысячи литров. Усовершенствованный планер с усиленным шасси стал прочнее и «выносливее». Так, дальность полета возросла в 1,5 раза. Потребление топлива уменьшилось на 10%, что существенно снизило стоимость летного часа.

Первый полет ТВС-2МС совершил в 2011 году и подтвердил все заявленные летно-технические характеристики. Полное название модернизации звучит так: «Турбовинтовой самолет – 2 члена экипажа модернизация СибНИА». Сокращение «Ан» принадлежало украинскому предприятию «Антонов», поэтому его решили не использовать.

Модернизация Ан-2, как оказалось, не могла иметь будущего — Project SFERA Live — Поставьте лайк...
Модернизация Ан-2, как оказалось, не могла иметь будущего — Project SFERA Live — Поставьте лайк...

Создать что-то особенное, превосходящее предшественников — долгая и трудная работа. Как и у разработчиков платформы приложений SFERA. Масштабная идея объединить интернет-пользователей в пространстве развития требует достаточного времени для воплощения. Поэтому сейчас приложение активно тестируется, учитываются все предложения пользователей. Последние новости на сайте проекта SFERA. А какой аппарат долгое время считали самой успешной модернизацией Ан-2 — узнаем прямо сейчас.

ТВС-2ДТС «Байкал»

Работы по усовершенствованию Ан-2 продолжились. И в 2017 году СибНИА представил ТВС-2ДТС «Байкал» — цельнокомпозитный легкий самолет. Крейсерская скорость машины возросла до 330 км/ч, перегоночная дальность — до 4,5 тысяч км, грузоподъемность — до 3,5 тонн. Самолет имеет «стеклянную» кабину и новый фюзеляж. Современная авионика позволяет летать и днем, и ночью в любую погоду.

В том же году провели первые летные испытания. Однако серийное производство не налажено до сих пор. Еще три года назад Минпромторг сообщал о том, что оно начнется в 2021 году на базе авиационного завода в Улан-Удэ. А якутские «Полярные авиалинии» первыми будут эксплуатировать новые самолеты.

Наконец-то государство определилось с долгожданной заменой Ан-2, в конце 2022 года свет увидит новый бестселлер малой гражданской авиации — Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Наконец-то государство определилось с долгожданной заменой Ан-2, в конце 2022 года свет увидит новый бестселлер малой гражданской авиации — Project SFERA Live — Подписывайтесь...

Эпопея завершилась

Модернизация Ан-2 растянулась на несколько лет. За это время в проект не раз вносились изменения и дополнения. Так, еще в 2018 году специалисты решили, что легендарного долгожителя заменит самолет, созданный на основе ТВС-2ДТС «Байкал». И именно этот вариант начнут выпускать серийно с 2021 года. Стоимость опытно-конструкторских работ оценили в 1,25 млрд рублей и выделили деньги.

В 2019 году Минпромторг заявил, что технологические особенности нового легкого летательного аппарата продолжают обсуждаться. ТВС-2ДТС назвали экспериментальным вариантом, разработанным для проверки использованных технологий. И в целом он участвует в программе создания современного легкого многоцелевого самолета наряду с  другими образцами. Новым исполнителем НИОКР объявили ООО «Байкал-инжиниринг», входящее в состав Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

Самолет на первом этапе получит американский двигатель. На втором этапе двигатель будет заменен на ВК-800 — Project SFERA Live — Поставьте лайк...
Самолет на первом этапе получит американский двигатель. На втором этапе двигатель будет заменен на ВК-800 — Project SFERA Live — Поставьте лайк...

«Байкал» с американским «сердцем»

Как известно, истории повторяются. Так произошло и с ТВС-2ДТС. Самолет, собираемый новосибирскими учеными, имеет американское «сердце». У двигателя Honeywell TPE 331-12 до сих пор нет российского аналога. Этот экономичный мотор летает и на керосине, и на автобензине. Пятилопастный винт и комплекс авиационного оборудования также родом из Америки. Вопрос вызывает и производитель композитных материалов. Более того, агрегат получился довольно тяжелым (3180 кг).

А если большая часть комплектующих производится не в России, то успешность проекта сомнительна. Взять хотя бы историю создания самолета Sukhoi Superjet 100. В разное время он состоял из импорта на 55-80%. И только в этом году начались работы по замене двигателя на российский ПД-8, а доля импорта сократилась до 40%.

А производство МС-21 было отложено по меньшей мере на год из-за того, что США не поставили композитные материалы для его крыла.

Именно по этой причине отказались от проекта ТВС-2ДТС. И с самого начала он выбивался из политики импортозамещения, которая на сегодняшний день в приоритете.

Самолет предлагается оснастить гибридной силовой установкой для ухода от ограничения строить маршрут с учетом возможности вынужденной посадки. Электродвигатель будет установлен на свободной турбине под капотом или 2 под крылом со сложенными винтами — Project SFERA Live — Подписывайтесь...
Самолет предлагается оснастить гибридной силовой установкой для ухода от ограничения строить маршрут с учетом возможности вынужденной посадки. Электродвигатель будет установлен на свободной турбине под капотом или 2 под крылом со сложенными винтами — Project SFERA Live — Подписывайтесь...

На ЛМС-901 «Байкал» установят российский двигатель

«Байкал-инжиниринг» разработал прототип нового самолета ЛМС-901. Он легче Ан-2 на 1400 кг и ТВС-2ДТ на 1140 кг. Уменьшить массу удалось за счет установления обтекаемого подкоса.

На первом этапе на новый «Байкал» установили чешский двигатель General Electric. Впоследствии его заменят на российский ВК-800.

Также решили отказаться от иностранного композита, а основные конструкции делать из алюминиевых сплавов. Это позволит совершать полеты в температурном диапазоне от -55 до +50 градусов Цельсия, а для стоянки самолета не потребуется специальный ангар.  

Первый лётный вариант, как пояснил главный конструктор Уральского авиационного завода Вадим Дёмин, соберут во второй половине нынешнего года. До конца этого же года планируют совершить первый полет, а в конце 2022 — начале 2023 — получить сертификат. После этого можно ожидать коммерческих поставок.

Самолет — не роскошь

Как видим, малыми шагами малая авиация движется к своему возрождению. Тем более, что это объективная потребность нашей страны. Самолет ЛМС-901 рассчитан на 9 пассажиров, будет эксплуатироваться прежде всего на грунтовых аэродромах и летать на расстояние до 1500 км. Что ж, осталось только дождаться серийного производства. И, возможно, скоро полеты на самолетах будут доступны каждому жителю нашей страны.

Рекомендуем к прочтению:

Материал создан при поддержке проекта SFERA