Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Первый советский большой автомобиль водоплавающий. Часть 2.

Оглавление
Большой автомобиль водоплавающий ЗИС-485. Адрес иллюстрации: http://denisovets.ru/zil/zilprototips/ZIS485_4.jpg
Большой автомобиль водоплавающий ЗИС-485. Адрес иллюстрации: http://denisovets.ru/zil/zilprototips/ZIS485_4.jpg
-2

Амфибия ЗИС-485 стала первым советским большим автомобилем, способным форсировать водные преграды с грузом. Об особенностях конструкции и производства машины написано в настоящей публикации.

Конструктивные особенности ЗИС-485.

Несмотря на значительное сходство с заокеанским аналогом, советский БАВ имел особенности.

  • Герметичный корпус располагался на раме, имел три отсека и трюмы. В нижней его части было шесть заглушек, через которые сливалось масло из картеров узлов и располагался на раме. Передний отсек — моторный, средний — двухместная рубка, из которой осуществлялось управление машиной. За ней располагалась грузовая платформа, площадь которой превышала 10 квадратных метров. Задний герметичный борт откидывался. Рубка и платформа имели отопление и комплектовались тентом из брезента на дугах.
  • Шестицилиндровый мотор ЗИС-123 объёмом 5,5 л на 70-м бензина выдавал 112 л.с. мощности при 2900 об/мин. Охлаждение мотора было комбинированным. На суше радиатор мотора охлаждался обдуваемым воздухом через люк в палубе носового отсека. На воде двигатель охлаждался забортной водой, для чего был установлен теплообменник.
Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/17e372ds-1920.jpg
Адрес иллюстрации: https://a.d-cd.net/17e372ds-1920.jpg

Сухое сцепление, имеющее два диска, и двухступенчатая раздатка от БТР-152.

Тяговую лебёдку, усилием 4,5 тонны, расположили в центре машины под настилом грузовой платформы. Тринадцатимиллиметровый трос лебёдки имел длину 60 м и подавался назад.

Передний мост на продольных рессорах от ЗИС-151. Балансирная тележка с рессорами и реактивными тягами сзади. Рычажные амортизаторы и рулевой механизм БТР-152.

Односкатные шины 11.00-18” монтировались на диски разъёмного типа. Давление изменялось централизовано от 0,7 до 3,5 атмосферы.

Адрес иллюстрации: http://avtomobili-rnd.ru/wp-content/uploads/2014/04/13.-Органы-управления-и-контрольные-приборы.jpg
Адрес иллюстрации: http://avtomobili-rnd.ru/wp-content/uploads/2014/04/13.-Органы-управления-и-контрольные-приборы.jpg

Перемещение по воде обеспечивалось винтом Ф 635 мм с тремя лопастями, который приводился в движение от КОМ посредством карданного вала, состоящего из трёх секций.

Управление на воде осуществлялось корабельным рулём, расположенным за винтом. Приводился корабельный руль в действие тросами от рулевого вала автомобиля.

Объём бака для бензина составлял 240 л, что обеспечивало запас хода на дороге до 600 километров, на воде — 70 километров.

Где выпускали ЗИС-485?

После испытаний амфибию приняли на вооружение весной 51-го года. В это же время на ДАЗе было подготовлено десять комплектов машин опытной партии и стали готовить серийное производство. Однако, Днепропетровский завод в мае 51-го года решили перепрофилировать под выпуск ракет, а амфибии вместе с их создателями отправились в столицу.

В.А. Грачёва назначили заместителем главного конструктора ЗИС. В Москве серийное производство ЗИС-485 началось летом 52-го года. Герметичные корпуса поручили делать в Днепропетровске ракетному заводу №586, так стал называться ДАЗ после перепрофилирования. Остальные узлы, а так же сборку машин выполняли на ЗИСе. За неполные полгода сделали более 100 штук. В 53-м году машины поступили в армию.

Адрес иллюстрации: http://avtomobili-rnd.ru/wp-content/uploads/2014/04/14.-Грузовое-отделение.jpg
Адрес иллюстрации: http://avtomobili-rnd.ru/wp-content/uploads/2014/04/14.-Грузовое-отделение.jpg

В 53-м году выпуск увеличился в 2,5 раза. Осенью этого года две машины с конвейера были отправлены в испытательный пробег протяжённостью свыше 10 тысяч километров. Через Сталинград (ныне Волгоград) и Волгу машины дошли до Астрахани, проплыли по Каспийскому морю. Далее проследовали до Грозного по дорогам Кавказа. Побывали во всех трёх столицах Республик Кавказа.

Посетили Краснодар, с заплывом по Кубани, Новороссийск. Преодолели Керченский пролив, покорили серпантины Крыма. «Дошли» до Одессы, форсировали Днестр. По дорогам через Киев и Минск вернулись на ЗИС. Испытания признали успешными. С переименованием ЗИС в ЗИЛ с лета 56-го года амфибия получила индекс ЗИЛ-485. Началось проектирование модернизированного автомобиля.

БАВ ЗИЛ-485 в войсках. Адрес иллюстрации: https://3.404content.com/1/FE/37/1901422430974903900/fullsize.jpg
БАВ ЗИЛ-485 в войсках. Адрес иллюстрации: https://3.404content.com/1/FE/37/1901422430974903900/fullsize.jpg

Два первых ЗИЛ-485А собрали весной 57-го года. Они были испытаны до конца года, а с сентября 58-го года заменили на конвейере предшественника. Производство на ЗИЛе продолжалось весь 59-й год. За неполные семь лет было выпущено свыше 2 тысяч автомобилей. В 60-м году амфибию стали выпускать в Брянске на секретном автозаводе. Здесь за два года было сделано всего 24 машины.

В это же время был сделан опытный образец следующего поколения амфибии, который получил индекс ЗИС-485Б. Ему усилили раму, мосты «подставили» удлинённые рессоры. Для улучшения охлаждения мотора на воде, модернизировали теплообменник. Машину снабдили однодисковым сцеплением, КПП с синхронизаторами, модернизированной КОМ.

Несмотря на улучшения, амфибия в войсках не была востребована. На базе ЗИС-485Б создали народнохозяйственный автомобиль УРОМ-2, предназначенный для рыбаков. Их выпустили около трёх сотен. Несмотря на непревзойдённые показатели по проходимости, производство их было свёрнуто из-за дорговизны.

Амфибия траулер УРОМ-2. Адрес иллюстрации: https://chert-poberi.ru/avto/sovetskie-vezdehodyi-amfibii-kotoryimi-interesuyutsya-sovremennyie-turistyi-ohotniki-i-ryibolovyi.html
Амфибия траулер УРОМ-2. Адрес иллюстрации: https://chert-poberi.ru/avto/sovetskie-vezdehodyi-amfibii-kotoryimi-interesuyutsya-sovremennyie-turistyi-ohotniki-i-ryibolovyi.html

Первый советский БАВ стал бесценным опытом в повышении проходимости колёсных машин. Позднее он был использован В.А. Грачёвым при проектировании амфибии ЗИЛ-135. Она не была принята на вооружение, но стала очередным этапом при проектировании ракетовозов.

Первую часть этой публикации можно прочитать здесь.

Возможно, Вам будет интересно:

Малый автомобиль водоплавающий.

Четырёхосная амфибия Грачёва.

Водоплавающая «Нива».

-8

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .

-9

Авто
5,66 млн интересуются