Найти тему
АвтоДвиж

Секретный транспорт автозаводов – уродливые, но очень полезные конструкции

Тема внутризаводского транспорта неисчерпаема. Да, порой кажется, что уже все о ней сказано, все интересные «мутанты» показаны, и говорить не о чем. Да и нет места этим «автоподелкам» в мире электронных технологий и тотальной роботизации процессов. А потом ты попадаешь на завод и понимаешь, что никто «вэзэтэшки» не списывает, а если и списывает, то заменяет аналогичными. При этом из-за угла может выкатиться очередное чудо, которое просто не попалось тебе на глаза в предыдущие пять приездов.

Сегодня для вас очередная подборка необычного автотранспорта, предназначенного для закрытых территорий. Какие-то машины кажутся обычными, а от каких-то хочется просто бежать. Но все они весьма полезны и в чем-то незаменимы…

Территория БелАЗ, 2013 год. Фото Дмитрия Сапрановича
Территория БелАЗ, 2013 год. Фото Дмитрия Сапрановича

Начну с «ГАЗелей», как с самых компактных и, по логике, не требующих никакой доработки автомобилей.

По факту, даже маленькая «ГАЗель» порой оказывается недостаточно юркой, чтобы выполнять поставленные ей задачи. И тогда появляются «малыши», у которых задний мост буквально прилеплен к кабине. Такие машинки используются в качестве тягачей и таскают разномастные тележки по узким проездам внутри цехов.

Конечно, есть и более привычные «ГАЗели», с кузовами. Но и они, если приглядеться, тоже укорочены. Кузовок получается небольшой, и особо в него ничего не погрузишь. Так этого и не требуется – «мини-ГАЗели» тоже используются в роли тягачей, таскающих по территории целые составы из двухосных тележек.

Перейдем  к «газончикам», которые тоже любят модернизировать на автозаводах.

Причем, даже не пытайтесь по фразе: «Мы переделали «газон» в «вэзэтэшку», определить, что именно сделали с автомобилем. В равной степени ему могли ра-а-а-а-астянуть раму, чтобы спокойно перевозить на ней готовые автобусные кузова, или наоборот, придвинуть колеса вплотную к кабине, получив суперпроворный тягач.

И на фоне этих «мутантов» удлиненый до трехосного состояния «газон» может показаться банальщиной. ГАЗ так и не запустил в серию модели на трех осях, хотя экспериментов на эту тему было проведено немало. Может, за современными кабинами внутризаводских «работяг» до сих пор скрываются остатки тех конструкций…

Думаете, что переделывать в «вэзэтэшки» более крупные автомобили уже нет смысла? Ошибаетесь! Я уже как-то показывал раньше замечательную конструкцию МАЗ, у которого кабина установлена задом наперед. Впервые этого «красавца» мне показали лет 10 назад. Я уже думал, нет его давно. А вчера прислали его свежее фото – жив, здоров и на покой не собирается.

Территория «Автокомбината №4» в Минске, 2021 год
Территория «Автокомбината №4» в Минске, 2021 год

Хотя, соглашусь – это скорее исключение из правил. Гораздо чаще за основу берутся все же стандартные шасси МАЗ и уже на их основе создаются конструкции со специфическими кузовами, сваренными из подручных материалов под конкретные нужды. Да что там, есть и вовсе серийные с виду машины, путь которым «на волю» заказан просто потому, что собраны они «с миру по нитке», и никакую регистрацию в госинспекции уже не пройдут.

Что-то я не туда свернул. Вы, пожалуй, еще решите, что не нашел я других забавных конструкций, и дальше будут только мелкие переделки. Не торопитесь.

Как вам такая подборка «вэзэтэшек» с ПАЗа? Странный транспортер с кабиной «а-ля БелАЗ» когда-то был автобусом Autosan H9-20.42/P. Грузовой «ПАЗик», как вы понимаете, – несостоявшийся автобус, у которого уцелела только кабина. А грузовичок с надписью «Vector» и фирменной эмблемой «ПАЗ» и вовсе гибрид, собранный из остатков различных кабин и шасси.

Да, невзрачное фото Т-150 со специфическими тележками впереди и сзади было сделано пять лет назад на БелАЗе. Увы, подойти ближе не удалось, потому и качество так себе…

И в завершении о самых крупных моделях внутризаводского транспорта, которые мне приходилось видеть. Разумеется, это БелАЗы. Огромный завод, производящий огромные автомобили, просто обязан иметь хотя бы пару оригинальных гигантов для внутреннего пользования. И таковые на предприятии имеются.

Они работают в роли тягачей, перевозят негабаритные элементы конструкции и даже таскают готовые кузова (не самых крупных моделей, конечно). И выглядит это, надо сказать, впечатляюще…

К сожалению, время не щадит и «вэзэтэшки». И многих интересных конструкций уже нет в живых. А те, что еще вчера ты видел  в работе, уже сегодня стоят полуразобранными в ожидании резки на металлолом. Да, на их место придут аналогичные машины, но их конструкция, скорее всего, будет уже другой. А от «старичков» в лучшем случае останутся фото их лихой молодости, а может, и вовсе только воспоминания тех, кому довелось их увидеть…

Вот здесь можно посмотреть ПЕРВУЮ ЧАСТЬ посвященную ВЗТ

Авто
5,66 млн интересуются