Без Кулибина не обошлось. Рассказываю о тракторостроении в царской России (досоветская эпоха)

2,3K прочитали

Добрый день!

В советскую эпоху страна совершила большой технологический скачок в промышленности, труд во многих сферах труда был механизирован, стали отказываться от ручного труда. С этим не поспоришь, огромное количество техники было выпущено, сколько новых концепций было опробовано, накоплен огромный опыт. В том числе в тракторостроении. Но ведь всё начиналось еще тогда, в досоветскую эпоху!

Уверен, многие из вас встречали разных кулибиных или вы сами таковыми являетесь? Любите что-нибудь сконструировать, "сварганить"? Вы конструктор-самоучка? Значит вы кулибин! А кто, собственно, такой этот Кулибин, чья фамилия стала нарицательной?

Кулибин И.П.
Кулибин И.П.

Иван Петрович Кулибин - наш прославленный механик-изобретатель. Родился в апреле 1735 года в Нижегородской губернии, обучался слесарному, токарному, часовому мастерству. Работал в Петербургской академии наук. Разработал множество проектов часов, механизмов раздвижных мостов, оптических приборов и много других работ. Настоящий инженер!

О тракторостроении в досоветскую эпоху-2

Одна из его работ - трехколесная "самобеглая" повозка 1791 года. Тут и простая коробка переключения передач, маховик, рулевое управление, подшипники качения, тормоза. Правда привод педальный был, с двигателями в те времена было тяжеловато, поэтому требовался специальный человек-слуга, который нажимал педали.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-3

А чтобы движение было равномерным как раз и пригодился маховик. Да и каденс, если выражаться современными терминами, был постоянным, поэтому для увеличения диапазона скоростей была применена простейшая КПП.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-4

Так сказать, первая проба пера на пути к настоящему трактору и автомобилю.

В то время паровые двигатели использовались на железной дороге и первая попытка применить их на самоходной безрельсовой технике был проект В.П. Гурьева "Проект пассажирского безрельсового поезда с паровым двигателем" 1835 года. Хоть до конца ему довести дело не удалось, но с этим справились его последователи.

Нужно сказать, что для развития отечественной техники большое влияние оказывали западные страны. А развитие тракторостроения не могло происходить без военных технологий. Во время Крымской войны 1853-1856 годов в Россию попали дорожные локомотивы. Британской армией применялось несколько паровых тягачей "Клейтон" и "Буррелл" для снабжения войск и транспортировки осадной артиллерии.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-5

Постепенно британские машины с топкой на соломе стали распространяться по России.

На металлургическом заводе И.А. Мальцова применялся английский тягач мощностью 5-6 л.с.. заводчане изучили аппарат и смогли самостоятельно построить аналогичный в 1874 году. Позже был изготовлено несколько экземпляров для нужд армии.

Эти дорожные паровозы были не очень подходящими для полевых работ, они были громоздкие, проблемы с проходимостью.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-6

В 1888 году самоучка Федор Блинов представил первую в мире самоходную машину на гусеничном движителе, об этом мы уже писали.

Первая гусеничная самоходная машина построена Федором Блиновым

О тракторостроении в досоветскую эпоху-7

Во время работу Блинова не оценили по достоинству, из-за чего в начале XiX века в Россию завозились гусеничники иностранного производства Холт. Американские тракторы понравились, власть имущие поняли какую пользу могут принести гусеничные тракторы как войскам, так и сельскому хозяйству. Оценили низкое удельное давление на грунт, хорошую проходимость. И как следствие, на Сормовском заводе было налажено производство американских Холтов. К 1915 году было изготовлено 373 трактора.

Гусеничный трактор Холт. Направление движения менялось при помощи переднего колеса.
Гусеничный трактор Холт. Направление движения менялось при помощи переднего колеса.

Еще одна интересная фамилия в истории российского тракторостроения. Яков Мамин создал в 1906 году двигатель внутреннего сгорания, способный работать на тяжелом топливе (нефть), так сказать - русский дизель.

На этом инженер не остановился. Видя, как работают иностранные тракторы, Мамин решил собрать собственный. Он должен был быть прост в управлении, чтобы можно было работать одним человеком. Первые образцы с четырехтактным дизельным двигателем был готов в 1912 году. Это и был "Русский трактор", который проходил испытания в 1913 году.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-9

Ну а дальше уже начинается совсем другая история: первая мировая, революционные волнения, гражданская война... Яков Мамин продолжил работать над тракторами уже в советской России, но не долго... Признали кулаком...

Многих мы умышленно пропустили, предприятий в стране много, изобретателей много, интернета не было, придумывали люди не зависимо друг от друга новые и часто похожие друг на друга машины. Кулибиных самоучек было действительно много... На этом и закончим, дальше уже советская история.

О тракторостроении в досоветскую эпоху-10

Также гляньте нашу статью о тракторе РСМ 2375. Обзор включает посещение сборочного конвейера Ростсельмаша, будет много фотографий:

Обзор трактора-рекордсмена RSM 2375. Посетил Ростсельмаш и рассказываю о производстве трактора и КПП к нему

На этом всё, до скорых встреч!!!