Найти в Дзене
Смысл жизни - путешествия

Обратная дорога. Я приказал себе выжить

Окончание. Начало здесь:

Глава вторая.

В Токтогуле я провел три дня. Все это время был занят делами по работе и только вечерами, в номере гостиницы, вспоминал о дороге сюда и думал, как буду добираться обратно.

В день отъезда я поинтересовался погодой в долине: -35 градусов, безоблачно, и отсутствие ветра. Пурги не ожидается. Ну и на этом спасибо, подумал я. Помянуя о том, как я мерз по дороге сюда, заскочил в магазин, купил тонкие спортивные штаны - треники, как их называли в то время и многие мужчины использовали их вместо нижнего белья. Кроме этого прикупил теплые носки из овечьей шерсти. Правда ноги еле влезли в мои туфельки, но зато стало значительно теплей.

И вот я опять на посту ГАИ - жду попутку до Фрунзе. После пяти часов ожидания, мне сказали, что если до 15 часов машины не будет, то дорогу перекроют. Ночью ехать через перевалы - смерти подобно. Ага, мелькнуло в моей голове, можно подумать, что днем безопасней! На мое счастье, буквально через 15 минут к шлагбауму лихо подкатил 130-й ЗИЛ, на этот раз не бензовоз, а простой грузовик.

- Куда это он разогнался? - сказал вслух один из милиционеров и вышел на улицу.

В окошко я видел, как водитель, огромный, толстый киргиз, достал какие то бумаги и вручил их гаишнику. Тот вернулся с ними на пост.

- Старлей, тебе повезло. У этих - он махнул головой в сторону грузовика, срочный груз, везут генератор в ремонт во Фрунзе. Пропуск у них имеется, так, что садись и езжай. И... удачи тебе! Он крепко пожал мне руку.

- Я дорожников предупрежу. Если в назначенный срок вы их не проедете - они нам сообщат!

- Спасибо, - ответил я и полез в кабину. Там уже сидел еще один паренек. Тоже киргиз, только в отличии от первого - маленький и щупленький. Это был второй водитель. По одному через перевалы не пропускали - или две машины или два водителя.

Мы достаточно быстро проскочили первый перевал. Я понимал, что водители хотят до темноты проскочить долину и второй, самый опасный перевал. Въехали на равнину. За три дня ничего не изменилось. Машины погибших водителей так и стояли на своих местах - как памятники тем, кто нашел здесь свою жуткую смерть. Проезжая домик дорожников мы гуднули. Из домика вышел рабочий и помахал нам рукой. По дороге нам не встретилось ни одной машины.

Дорога в долине. Фото из интернета
Дорога в долине. Фото из интернета

Когда подъехали к началу подъема второго перевала, машина неожиданно остановилась.

- Что случилось? - спросил я.

- Да ничего, командир, так маленький остановка. Сходи разомнись, а мы сейчас, маленький дастархан соорудим. Я ничего не понимал. На улице -35 градусов, а они что обедать собрались? Толстый водитель достал лепешки, вяленое баранье мясо и... бутылку водки.

- Вы что, с ума сошли? Нам ехать надо!

- Вай, ну что ты переживаешь? Здесь ГАИ-ДАИ нет. А без этого (он указал на бутылку водки), я на перевал не полезу - страшно очень. Он разлил водку в две пиалы, а мне налил в бумажный стаканчик.

- Давай командир, выпей, согрейся, а то ты что-то совсем не по горному одет. Водку я никогда не любил и если приходилось пить, то без всякого удовольствия. Но пришлось глотнуть. Взяв с газетки пару кусочков мяса стал усиленно их жевать, чтобы забить противный сивушный запах. Зато по телу разлилась приятная теплота и уже мороз не казался таким крепким. Я себя успокаивал, что второй парнишка пил очень мало, а для первого водителя, с его ростом и весом, бутылка водки была, что дробинка для слона. Я отошел в сторону - вроде как по нужде, но на самом деле, чтобы больше не пить с ними. Когда вернулся в машину, то потерял дар речи. Они распивали вторую бутылку. Все, это конец, подумал я. Если кто нибудь из них сейчас сядет за руль мы разобьемся - если не на этом склоне, то на втором серпантине обязательно. Надо было что то срочно делать. Уличив момент я вытащил ключи из замка зажигания и положил их в карман. Оба водителя были уже практически "в драбадан"...

После трапезы, водители решили ехать дальше, хватились ключей. Началось препирательство на киргизском языке в перемешку с русским. Каждый обвинял другого, что тот выронил ключи. Под предлогом поиска ключей, я вышел из кабины. Что делать? Эти двое совсем невменяемые. Ни одному ни другому за руль садиться нельзя. У меня, как у офицера были права. В училище довелось БТРм и танком управлять, но на полигоне, на ровной местности. Да и общий накат - ну часов 20, не больше. В отпуске, на отцовском москвиче пару раз ездил - но это вообще не в счет. Я вернулся к кабине. Оба водителя... крепко спали.

Так, подумал я, пока они спят, надо что то придумать. А пока, надо было согреться. Я нашел шоферский ящик под кузовом, вытащил из него шланг с грушей для перекачки бензина из бака в канистру (в то время все водители с собой такой возили), нашел старую, грязную телогрейку, облил ее бензином и поджег. Полыхнуло так, что еле успел отскочить, только ресницы и брови чуть подпалил. Мне стало заметно теплей, но это максимум минут на 30-40, а в кабине, при таком морозе водители рискуют не проснуться вообще. И если я буду жечь бензин, то как мы потом доедем? Надо было что то срочно решать. Альтернативы не было - нужно ехать. Но возникла еще одна сложность. Водительское место было занято, громадным киргизом. Молодого я переместил достаточно быстро - просто перетащил на то место, где сидел сам ранее. Здоровяк, потеряв опору сразу завалился набок. Ухватившись за ворот его телогрейки я стал его тащить. Весил он килограммов 150. После, с трудом перекинул его ноги через рычаги переключения передач. Он оказался в странной позе - на коленях, упершись головой в противоположную дверь. Его огромный зад мешал переключать передачи, но выбирать уже не приходилось.

Я сел за руль. Надо ехать. Еще два-три часа и стемнеет. Включил зажигание, стартер крутил мотор, но он не заводился. Стал лихорадочно вспоминать занятия по автоделу. Немного вытащил подсос, несколько раз качнул педаль газа. Еще раз зажигание, стартер - фууух, завелся. Осторожно включил первую передачу, тронулся и сразу вторую. Поехал.

Первый перевал. Фото из интернета.
Первый перевал. Фото из интернета.

Машина медленно поползла в гору. Я старался везти ее ровно без рывков и больше всего боялся заглохнуть на склоне. Я так вцепился в руль, что у меня побелели костяшки пальцев. Первый поворот, второй. Весь мой организм превратился в одно огромное ухо. Я слышал как скрепит от мороза кузов, как выскакивают камешки из под колеса. И тут раздался громкий, непонятный звук, от которого я вздрогнул! Это захрапел огромный киргиз! Почему то его храп немного успокоил меня и даже вселил какую то уверенность. Но самое страшное впереди - спуск по противоположному склону. С этими мыслями я добрался до туннеля, горел зеленый. Я быстро миновал туннель (правда не сразу нашел, где включаются фары) и выехал с противоположной стороны. У меня теплилась мысль, что смогу найти кого нибудь, где можно будет пересидеть, дождаться, пока эти двое проспятся. Остановившись, пошел искать людей, но никого не было.

Стало ясно, что спускаться придется мне самому. Я завел двигатель. Теперь к звуку мотора прибавился храп уже обоих водил. Я осторожно стал спускаться. Лихорадочно вспоминал, чему нас учили на занятиях в училище. Вторая передача, нога постоянно на тормозе. Двигатель выл, но я не обращал на это внимание. От напряжения я весь взмок. Мне все время казалось, что я сейчас съеду прямо в пропасть.

-3

Я старался прижиматься как можно ближе к скале и даже несколько раз чиркнул кузовом об отвесный склон. Совсем потеряв счет времени, мне казалось, что серпантин никогда не закончится. Чем ниже я спускался, тем больше уверенности во мне прибавлялось. И вот он заветный домик лесника. Но я уже не стал останавливаться и решил доехать до выезда из ущелья - до поста ГАИ. На ровной дороге я уже ехал спокойно и расслабленно. Все самое страшное было позади. Я сделал это! Я спас себя и двух этих балбесов!

Доехав до поста ГАИ я остановился, заглушил двигатель и вышел из машины. Мне на встречу вышел начальник поста.

-Ты? Это как? А кто машину вел? Я вкратце рассказал всю историю.

- Ну я их сейчас! - закричал начальник поста.

- А что ты им сделаешь? - спросил я. Они пьяными машиной не управляли. Предъявить им нечего.

- Слушай, спросил капитан. А у тебя хоть права есть?

- Есть ответил я, где то дома валяются. Так что можешь составить протокол и направить в мою часть, для принятия мер дисциплинарного характера.

- Да пошел ты! - рассмеялся капитан. Пойдем, я тебе сейчас машину остановлю. Он остановил какой то жигуль и строго распорядился, чтобы тот отвез по указанному мной адресу.

Прошло много лет. Мне приходилось не раз бывать в горах и Памира и Гиндукуша и... Так получилось, что все мои воспоминания носят негативный оттенок. Уж слишком много трагических событий там происходило. Вот поэтому я и не люблю горы.

Уважаемые читатели, ставьте лайки, если вам понравился данный рассказ. Буду рада вашим комментариям.

Ещё несколько рассказов на моем канале:

И ещё немного историй из жизни (Рождение Елены в трех частях):

Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации и видео.