Даже и отпираться не стану в том, что заголовок данной заметки хайповый и скабрезный. Однако вопрос, которому она посвящена — предельно серьезной и достойный внимания.
По моему искреннему мнению, на основе прочтения и просмотра множества статей и сюжетов посвященных ударному БПЛА С-70 Охотник — во всех них незаслуженно упускается, или недостаточно подчеркивается самый главный и, казалось бы, предельно очевидный сценарий применения данного боевого ЛА, подсказываемый самим его обликом.
Речь о нанесении ракетно-бомбовых ударов в глубине территории и системы противовоздушной обороны противника, без нужды подавлять такую оборону путем ее уничтожения и/или массированного применения средств радиоэлектронной борьбы, что всегда требует привлечения значительных сил и средств, а потому не всегда возможно и как минимум может предупредить противника о готовящемся ударе, если он заметит перемещение и сосредоточение столь крупных сил авиации, подразделений ракетных войск и прочих.
Тактика "мягкого" проникновения вглубь противовоздушной обороны противника(Air Defense Penetration), появившаяся в пику традиционным концепциям SEAD(Suppression of Enemy Air Defenses — Подавление Вражеской ПВО) и DEAD(Destruction of Enemy Air Defenses — Разрушение Вражеской ПВО), родилась еще в 1980-х, вместе с появлением на вооружении ВВС США сначала малозаметных тактических ударных самолетов F-117A Nighthawk, а затем и стратегических бомбардировщиков B-2 Spirit.
У наших же ВВС, до последнего времени, таких средств не было. Конечно, помимо крылатых ракет большой дальности. Которые, впрочем, просто в силу своих габаритов и массовости, не могут вместить в себя все средства полезные для обхода ПВО, кои доступны крупным летательным аппаратам пустой массой 20 и более тонн — например бортовой комплекс обороны, станции РТР и РЭБ, ложные цели и так далее.
К тому же, крылатые ракеты — изделия одноразовые, но при этом и дорогие, стоимостью от миллиона долларов США за одно изделие. Так что зачастую дешевле послать многоразовый БПЛА, который может применить по цели более дешевые управляемые ракеты меньшей дальности, или даже бомбы.
А еще такой БПЛА может вернуться на базу после выполнения задачи или ее отмены. А также имеет больший простор для маневра, в виде его перенацеливания в полете, если, скажем, цель уже уничтожена, переместилась или выявлена новая цель, с более высоким приоритетом важности и/или опасности.
И глядя на БПЛА С-70 становится очевидным, что его первейшей задачей является именно задача нанесения ракетно-бомбовых ударов в глубине ПВО противника.
Об этом свидетельствует хотя бы примененная концепция так называемой "бескомпромиссной малозаметности", в виде распластанного фюзеляжа типа "летающее крыло" с минимальным количеством кромок, все из которых — прямые.
К тому же, схема "летающее" крыло является едва ли не лучшей, среди всех других компоновок фюзеляжей летательных аппаратов с околозвуковой скоростью полета, по критерию аэродинамического качества, то есть отношения подъемной силы, генерируемой фюзеляжем ЛА, к его аэродинамическому сопротивлению. Что, в свою очередь, делает летательные аппараты данной схемы рекордсменами по дальности полёта, при прочих равных.
Спереди двигатель аппарата спрятан от облучающих РЛС противника за носовым бульбом, и, вероятно, дополнительно прикрыт радар-блокером, препятствующим отражению радиоволн от лопаток первой ступени компрессора.
Несмотря на то, что на первом летном прототипе применен стандартный турбореактивный двигатель с форсажной камерой семейства АЛ-41Ф1, для удешевления прототипа и ускорения его постройки и начала летных испытаний, на серийной машине окончательного облика сопло двигателя плоское, интегрированное в фюзеляж и не выступает за его габарит, что снижает и радиолокационную и тепловую заметность.
Собственно говоря, подобная компоновка стала уже традиционной для летательных аппаратов, от которых требуется максимальная дальность полета, при минимальной радиолокационной и тепловой заметности.
Небольшой экскурс в историю
Объективности ради, стоит отметить, что и до появления Охотника в целом ряде стран создавались, испытывались, и даже производились серийно, реактивные БПЛА схожей с Охотником компоновки. Однако это были либо экспериментальные аппараты, так экспериментальными и оставшиеся, либо сугубо разведывательные БПЛА, как например американский БПЛА RQ-170 разработки и производства американской корпорации Локхид Мартин, совершивший вынужденную посадку на территории Ирана, в 2011 году.
Отдельно хочу отметить, что в начале прошлого десятилетия весь авиационный мир был уверен в том, что первыми, кто примет на вооружение реактивный ударный БПЛА, будут ВМС США.
В начале 2011 года совершил свой первый полет американский экспериментальный палубный БПЛА X-47B разработки корпорации Нортроп Грумман(Northrop Grumman), который обладал в целом той же компоновкой, что и Охотник, и в который тоже закладывалась возможность нести оружие во внутрифюзеляжных отсеках вооружений.
Программа полетов данного БПЛА была действительно обширной и на то время это был действительно уникальный и многообещающий аппарат, впервые в мире выполнивший посадку на палубу авианосца, при помощи аэрофинишеров, а также процесс стыковки с самолетом-заправщиком. В том числе в полностью автоматическом режиме.
Дальность полета данного БПЛА составляла около 4000 километров, и он мог нести ракетно-бомбовое вооружение общим весом до двух тонн. То есть это, например, две управляемые авиабомбы GBU-31 семейства JDAM, калибром около 1000кг, каждая.
Однако, по некоторым, лично мне до конца неясным причинам, Пентагон решил не давать дальнейшего хода программе, ограничившись лишь летными испытаниями и экспериментами, и постройкой двух прототипов. А вместо ударного БПЛА палубного базирования, в рамках программы UCLASS был заключен контракт с корпорацией Боинг, на разработку и постройку палубного БПЛА-топливозаправщика MQ-25 Stingray.
И последние станут первыми...
В 2012 году, будучи отнюдь не первой в мире, кто приступил к разработке подобных летательных аппаратов, отечественная компания Сухой приступила к работам по созданию отечественного тяжелого ударного БПЛА массой около 20 тонн, в рамках научно-исследовательской программы "Охотник-Б".
Надо сказать, что в то время многие, особенно на Западе, со скепсисом отнеслись к первым сообщениям о наличии такой программы у нас, в России. И немудрено, ведь на тот момент мы были, можно сказать, в хвосте мировой индустрии БПЛА, и потому многим обозревателям, да и просто энтузиастам было сложно поверить в то, что перепрыгнув через более легкие и простые классы БПЛА, российская авиационная промышленность сможет разработать и построить столь сложный и совершенный БПЛА.
Однако в 2018 году, вместе с первыми, можно сказать "из под полы" сделанными фотографиями первого летного прототипа Охотника на аэродроме Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова — скепсис если и не пропал, то сильно поутих, сменившись искренним интересом.
Ну а когда, в августе 2019 года, Минобороны России опубликовало видеокадры первого полета БПЛА, то это, конечно, был самый настоящий фурор и сенсация — и в нашем и в мировом авиационном и военном сообществе и в прессе. Вот так, неожиданно для многих, из аутсайдера в классе реактивных ударных БПЛА, да и БПЛА вообще — наша страна превратилась в лидера в разработке машин подобного класса.
Отечественная машина, как и предполагалось, получилась куда более крупной и внушительной, чем ближайший схожий с ней по облику западный БПЛА, X-47B. Например, пустой вес американской машины в открытых источниках указывается равным 6350 кг, что втрое меньше, чем у Охотника.
И такая троекратная разница в весе машин, естественно, указывает на значительно бОльшую дальность и массу боевой нагрузки нашей машины, которая, по моим личным прикидкам, будет иметь дальность полета никак не меньше 5000км, боевой радиус с вооружением около 2000км и сможет брать на борт ракетно-бомбовое вооружение общим весом от трех до пяти тонн.
В заключение хотелось бы сказать пару слов о предполагаемой скорости Охотника. Вопреки циркулирующим в СМИ и среди энтузиастов предположениям о том, что Охотник будет развивать скорость до полутора Махов, скорее всего такие предположения не верны. Ну хотя бы исходя из базовых особенностей схемы "летающее крыло", которая не располагает к большим скоростям, вместе с тем предлагая очевидные преимущества в дальности и малозаметности.
Да и не нужна Охотнику столь большая скорость — она противоречит его концепции, о которой, опять же, недвусмысленного говорит его внешний вид. Всё-таки большие скорости, тем более сверхзвук, привносят множество демаскирующих малозаметную машину факторов. Это и скачки уплотнения, не способствующие снижению радиолокационной заметности. И повышенная температура обшивки машины, а значит и большая ее контрастность, то есть заметность в ИК-диапазоне электромагнитных волн. К тому же для прорывов на сверхзвуке есть Су-57, и сделает он это лучше Охотника, очевидно.
Охотник же, как и полагается всякому иному охотнику — это прежде всего(простите меня за мой няшный) "бомбер-подкрадун". И конечно, скорее всего он сможет бороться и с воздушными целями, и может даже выполнять роль барражирующего перехватчика, с его то дальностью, очевидно конвертируемой в большое время дежурства в воздухе.
Но главное его предназначение и достоинство кроется именно в его компоновке, просто кричащей о том, что это машина для глубинного удара. И лично мне этого более чем достаточно, потому что это даст нашим ВКС кардинально новые возможности, какими раньше могли похвастать лишь ВВС США.
И по моему, это просто замечательно.