Мне очень нравится эта фотография. А вам?
Но речь сегодня пойдёт не об Алексее Леонове, и не об освоении космоса, а об объекте, который виден на заднем плане. Есть у меня и другое фото Алексея Архиповича на фоне этого же объекта, ведь сегодня я буду рассказывать об авиационных ангарах.
Подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!
Дело в том, что у этих ангаров довольно необычное происхождение — они немецкие. То есть, построенные по немецким чертежам и из немецкой стали. Правда, было это ещё до прихода к власти нацистов — в 1930 году.
Тут пытливый читатель вскочит и спросит: «Какие ваши доказательства о сотрудничестве СССР и Веймарской Германии в области авиационного ангаростроения?»
С этим проблем нет. На всех стальных элементах ангаров, начиная от рельс, по которым двигались створки ворот, и до толстенных несущих двутавров, нанесены клейма KRUPP, ROECHLING и STUMM, а также разные цифры, отвечающие за номер партии, и т.д.
Путём долгих поисков мне удалось найти упоминания о 14 таких ангарах на территории СССР. Больше половины из них — 9 штук, было построено на аэродроме Монино. Их прекрасно видно на кадре немецкой аэрофотосъёмки 1942 года.
На укрупнённом снимке я пронумеровал ангары, чтобы рассказать о судьбе каждого по отдельности.
Ещё в 1944 году в одном из монинских ангаров действовала авиационная выставка ВВС КА. Но в каком конкретно — мы не знаем.
Ангар № 1 сохранился неплохо, сейчас он находится, как и весь бывший аэродром, в ведении Центрального музея ВВС. Правда, с ангара ветром снесло часть стальной обшивки крыши, так что если не принять срочных мер, скоро он может прийти в аварийное состояние.
Примерно в такое, в котором много лет пребывает ангар № 2. Снаружи-то он выглядит вполне пристойно.
А внутри — дырявая крыша и царство мха.
Но ангарам №№ 3 и 4 повезло ещё меньше: они были демонтированы на рубеже 1980-1990 годов. От ангара № 3 не осталось ничего, только асфальтированная площадка. Его, ещё в целом виде, можно увидеть в фильме «Им покоряется небо», правда далеко на фоне (слева, над По-2).
А когда-то в нём располагался гараж автотехники Монинской учебной аэродромной базы (МУАБ) Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского (ВВИА).
От 4-го ангара частично сохранилась задняя стена, но в целом это не более чем «остатки более развитой цивилизации».
Переходим к следующей группе ангаров. Ангары №№ 5 и 6 на старых фото с самолётами Ту-4 и Ту-16 между ними во время подготовки расчётов Военно-воздушной академии к параду на Красной площади.
Ангар № 5 мелькает на заднем плане в эпизоде сериала «Семнадцать мгновений весны».
А вот так он выглядел в 2005 году, когда уже был заброшен, но ещё не начал разваливаться.
Сейчас ангары №№ 5 и 6 полностью разрушены, но мне ещё довелось наблюдать их в живую. В 2012 году 5-й ангар уже представлял собой величественное и печальное зрелище.
А в следующем году его варварски сожгли и распилили на лом неустановленные лица. Местный глава И.Н. Найденов записал возмущённое сообщение на дымящихся руинах ангара, но сделать ничего не смог.
Ангар № 5 эксплуатировался Военно-воздушной академией им. Ю.А. Гагарина (ВВА), а именно Факультетом радиотехнического обеспечения. По свидетельству некого Эдуарда, который служил там «ангарщиком» в 1985-1986 годах, внутри стоял узел связи на базе ГАЗ-66, аппаратные ЗАС П-238, П-241, П-244 и Р-140 на базе ЗиЛ-157, станция тропосферной связи Р-412 «ТОРФ» на базе двух Урал-375Д и генераторы ГАБ-8-Т/230 для её питания, а также два ЗиЛ-164, два ЗиЛ-130 и УАЗ-469. Остатки этой «роскоши» мне удалось сфотографировать в 2012 году, во время перевода Академии в Воронеж.
Но 5-й ангар хотя бы сохранял целостность до последнего, в отличие от ангара № 6, крыша которого зимой 1993-1994 годов рухнула под тяжестью снега, похоронив всё, что было внутри.
В момент моего посещения ангар представлял собой зрелище полного апокалипсиса.
Вероятно, при разрушении этого ангара получили повреждения самолёты МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД, а также вертолёт Ми-24П, которые в 1994 году были переданы в музей в повреждённом виде. По слухам, в ангаре погиб один из прототипов вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».
Ангары №№ 7 и 8 с 1958 года находятся на территории музея ВВС, и всё это время эксплуатируются. На рубеже 1960-1970-х годов они прошли капитальный ремонт, возможно, вместе со всеми остальными ангарами. На следующем фото справа можно увидеть леса, окружающие 7-й ангар.
Ангар № 7 как снаружи, так и внутри можно увидеть в фильме «Им покоряется небо» и в ряде других кинокартин и сериалов.
С годами ангар № 7 пришёл в аварийное состояние, и сейчас он закрыт на ремонт, ждёт открытия новой экспозиции внутри.
Также есть фото капитальной реконструкции ангара № 8 (на снимке справа).
А совсем недавно, 8 мая 2025 года, 8-й ангар открылся после косметического ремонта. Фактически, было лишь заменено остекление и покрашены стены.
Поэтому кардинально состояние ангара не поменялось.
Про обновление ангара и экспозиции в нём я написал отдельную статью:
Самый последний, 9-й ангар, стоял немного в стороне от остальных.
Поэтому он и демонтирован был первым. Вероятно, он использовался как «донор» для ремонта остальных ангаров, поскольку уже в 1964 году стоял без створок ворот и прохудившейся крышей, что хорошо видно в фильме «Вызываем огонь на себя». А к началу 1980-х от ангара остался только голый каркас, судя по американским спутниковым снимкам. Сегодня на его месте трёхэтажное здание бывшего ГИБДД, тоже заброшенное.
Переходим к трём другим ангарам. Они были построены совсем недалеко — на Щёлковском аэродроме, который ныне называется Чкаловский. Их также прекрасно видно на немецкой аэрофотосъёмке 1942 года. Собственно, других ангаров на аэродроме тогда не было вообще.
Щёлковский аэродром во все времена был важнее монинского, поэтому его ангары часто попадали в кадр. Например, 24 сентября 1938 года, когда с аэродрома стартовал самолёт «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток с экипажем Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова.
С Щёлковского аэродрома взлетали самолёты АНТ-25 в свои знаменитые рекордные перелёты. Вот экипаж АНТ-25 перед полетом в США: А.Б. Юмашев, М.М. Громов и ведущий инженер по самолёту Е.К. Стоман.
Но ещё важнее, что Щёлковский аэродром служил лётной базой НИИ ВВС (ныне 929 ГЛИЦ ВВС), через который прошли все перспективные советские истребители и штурмовики, и не только они. Опытные самолёты обычно фотографировали на фоне ворот тех самых немецких ангаров. Например, этот лыжный вариант самолёта И-153 «Чайка» с двигателем М-63.
Разные варианты легендарного И-16.
Модифицированный двухмоторный истребитель Пе-3бис.
Прототип штурмовика Ил-16.
Но гораздо интереснее — фотографии иностранной техники, проходившей испытания в НИИ ВВС. Вот американский бомбардировщик A-20 Boston, переоборудованный в штурмовик.
Вот японский истребитель Mitsubishi A5M2 «Оцу».
А вот Мессершмитт Bf 109B-1.
После войны испытания продолжились. Опытный истребитель-перехватчик «СП-5» с радиолокационным прицелом «Изумруд» и фотокинопулеметом на козырьке кабины пилота.
Лётчик-испытатель Ю.А. Антипов в кабине МиГ-9, на заднем плане видим знакомые откосы старого ангара.
Для Ю.А. Антипова эти ангары вообще были как «родные», поскольку после выхода на пенсию он много лет работал экскурсоводом в Монино, и водил группы посетителей по аналогичному монинскому ангару.
Во время торжественной передачи музею восстановленного самолёта СБ в 1982 году.
Вернёмся на Чкаловский. Вот самолёт Ил-28 на испытаниях в НИИ ВВС.
В 1961 году на аэродроме появились самолёты Ту-104АК, приспособленные для тренировок космонавтов в невесомости. Один из этих самолётов, № 48, часто можно было заметить около одного из ангаров.
Вот этот же самолёт у того же ангара в начале 1990-х годов.
В 1961 году вышел фильм «Самые первые», где «космонавты» садятся на Ту-104АК для испытаний на невесомость, и происходит это всё на фоне тех же ангаров на Чкаловском аэродроме.
Все три ангара на Чкаловском сохранились по сей день, но фотографий их современного состояния мне найти не удалось. Известно лишь, что они отремонтированы и обшиты синим сайдингом, поэтому по ним и не скажешь, что им без малого сто лет.
Я рассказал про 12 ангаров, хотя в начале статьи заявил о 14-ти. Где же остальные? Далеко от Москвы, причём на восток. Первый находился в старом аэропорту Казани (Казань-2).
Этот ангар прошёл весь жизненный путь первого аэропорта Казани и погиб вместе с ним.
В 2004 году аэродром был продан под застройку. Так из космоса выглядел ангар в свой последний год. Хотя место, где он стоял, до сих пор пустует. Могли бы сохранить ангар для истории, но кому это нужно в наше время?
Наконец, последний ангар удалось обнаружить аж в Новосибирске, на аэродроме Северный, на территории нынешнего Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ). Опознать в нём искомый тип ангара мне поначалу удалось лишь по конструкции крыши.
На спутниковом снимке я различил тени от характерных боковых подкосов. Как видно, этот ангар был реконструирован и со всех сторон окружён поздними пристройками.
А уже при подготовке этой статьи я нашёл старое советское фото в аккаунте завода.
И ещё одно, сделанное западным авиационным фотографом.
В ангаре ремонтировали вертолёты, и высоты его ворот едва хватало для прохождения автомата перекоса Ми-26.
К сожалению, летом 2018 года ангар был снесён и заменён современной конструкцией.
Таким образом, из 14-ти немецких авиационных ангаров начала 1930-х годов до наших дней уцелела ровно половина — четыре в Монино и три на Чкаловском. Причём большинство из них были уничтожены в наше время, на наших глазах. А один из монинских ангаров находится в ужасном состоянии и вполне может скоро погибнуть. Ни один из ангаров не признан памятником архитектуры или истории.
Если Вы знаете, где ещё были такие ангары — напишите в комментариях, это очень интересно!
Другие статьи об истории аэродромов:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на Telegram канал монинских волонтёров!