Какой он - путь от сперматозоида к первому самостоятельному вылету? С одной стороны очень длинный. Ведь перед тем, как сесть в кабину самолета курсанту нужно преодолеть ой как много всего.
Ну для начала поступить в летное училище. Уж не знаю, как сейчас происходит отбор, но думаю, что за 20 с лишним лет мало что изменилось.
В предыдущих публикациях я уже рассказывал на своем примере, какие испытания пришлось пройти на этапе поступления в летное училище.
Как я в 1996 году в летное училище поступал. Часть 1 медкомиссия
Как я в 1996 году в летное училище поступал Часть II профотбор
Не каждый из мальчишек выдерживает и в процессе обучения. Ведь мало просто поступить, нужно еще и учиться. И особенно тяжко приходится на первых двух курсах обучения. И только в конце третьего курса парни, которые хотели, стремились, смогли и выдержали выходят на летную практику и отправляются по учебным полкам.
В полку вывозная
Как встречали курсантов в полках я уже рассказывал здесь. И там же рассказал о наземной подготовке. И о том, как начали летать с курсантами рассказал тоже.
Вывозная программа на самом деле проходит в достаточно сжатые сроки. Именно в этот период весь личный состав и техника, оборудование аэродрома работают практически в круглосуточном режиме, что называется на пределе возможного. Аэродром гудит без остановки пять дней в неделю - это уж как пить дать.
Еще темно, а технический состав уже едет в автобусе на службу, где ждут их еще не остывшие после вчерашней второй смены самолеты. ОБАТО уже готовят технику для обеспечения полетов, метеослужба проводит радиолокационную разведку погоды. И все это работает, как единый механизм. Каждый на своем месте и каждый знает свое дело.
Только представьте сколько специалистов работает одновременно, чтобы обеспечить полеты!
Они летают самостоятельно
На первом этаже КДП висела доска, где размещались фотографии курсантов, которые уже вылетели самостоятельно. Доска с названием "Они летают самостоятельно!" В день, когда я выпускал Пашу в первый самостоятельный полет, на доске уже красовались самостоятельно летающие из других экипажей. Но вот, вот, уже скоро и я вставлю фотографию Паши. А пока Паша готовится и, наверное, переживает, впрочем, и я переживаю не меньше Паши.
Вспомнился эпизод, который был на кануне. Паша уже был переведен на 4 упражнение и летал достаточно уверено, как мне на тот момент казалось. Во всяком случае грубых отклонений он не допускал и вмешиваться в управление мне не приходилось, но разве что изредка на посадке. В один из дней мы с ним летали уже шлифовочные полеты по пятому упражнению "Контрольный полет по кругу".
Взлетали с разлета, кажется самые первые в эту смену. Воздух еще не успел прогреться и самолет не летел, а буквально плыл, как в масле. Идеальные условия! Первый заход показываю, второй совместно, но на самом деле пилотировал Паша полностью. Сел он очень мягко и с хорошим посадочным углом. Я сижу, руки положил на фонарь, настроение отличное. Взлетаем конвейером на третий круг. Заходим на посадку, я ему говорю, что он будет сейчас сам все делать. Сижу, молчу не вмешиваюсь. По глиссаде идет отлично, прошли ближний привод, 30 метров в эфире голос помощника "341-й контроль скорости, взгляд влево на землю" - стандартная в принципе команда помощника, но мог бы и помолчать.
Подходим к высоте выравнивания, а Паша сидит не чешется. Я ему - вырааааавнивай - мягким тихим голосом, потом чуть интенсивней выраавнивай, ВЫРАВНИВАЙ бл@ть! Хватаю ручку... поздно! В этот момент - ты дыщ цок цок - колеса касаются грунта и мы покатились. Мужественно исправляем недолет грамотным скоростным рулением. Заруливаем на ЦЗТ. Вижу техники стоят ржут и руками нам что-то показывают, а может и не нам.
Когда вылез и самолета, то увидел на щитка стоек шасси куст полыни как веник за нами плелся.
Паша пошел
В тот день, когда Паша должен был вылетать самостоятельно впервые, тоже была хорошая, можно сказать идеальная погода.
С проверяющим Паша слетал хорошо. Как только они прилетели, я уже ждал их на ЦЗТ. По выражению лица проверяющего я сразу понял, что он доволен, а значит допустит курсанта к полету. Так и произошло. Подбежал паша - "Товарищ подполковник, разрешите получить замечания и проанализировать полет?" - и стал рассказывать какие отклонения он допустил в полете и по настрою было видно, что он готов и уверен в себе. И этот его настрой я почувствовал по интонации, по блеску в глазах и искреннему желанию лететь. Это непередаваемое словами ощущение.
Разбор длился недолго, проверяющий спросил готов ли он и после утвердительного ответа дал добро. Паша побежал к врачу, а я остался и стал слушать громкую чтобы не прозевать добро на выпуск самолета.
(небольшие пояснения)
Пожалуй поясню для тех, кто не в теме. После каждого вылета с борта самолета снимают кассету (носитель информации) на который записываются параметры полета и работоспособность систем самолета. Данные расшифровывают и анализируют для оценки работоспособности систем и принятия решения на допуск именно этого самолета к следующему полету. Если после анализа отклонений не обнаружилось, то по средствам связи руководителя полетов информируют, что борт № такой-то можно выпускать в следующий полет.
По громкой связи старший инженер полетов объявляет, что борт№ такой-то норма. Таким образом техник самолета и летчик, который должен лететь на этом борту понимают, что можно запрашивать запуск.
В случае, если в процессе анализа материалов объективного контроля выясняется, что были отклонения в работе систем или летчик превысил эксплуатационные ограничения, то самолет в следующий полет не выпускают до устранения недостатков.
Встречаю Пашу и говорю: Паша ты все умеешь и всему научен, так что вперед, борт уже готов!
Паша пошел к самолету, а я поднялся на КПИ и стал наблюдать за ним.
Не знаю как описать. Помню я как-то с волнением что ли наблюдал, как Паша подходит к самолету, вешает маску на борт, точно так же, как это делаю я, потом начинает осматривать самолет.
Проверил закрыты ли люки в носовом отсеке, проверил в каком состоянии механический указатель положения передней стойки шасси. Пошел к правому боту, проверил закрыта ли горловина правого крыльевого бака, проверил легко ли отклоняется элерон и в каком состоянии закрылок.
Проверил правильно ли зарядили сигнальные ракеты по правилу, которому меня научил еще мой инструктор - желаю знать каждую бл@ть (желтый, зеленый, красный, белый) и осмотрел хвостовое оперение, а затем и левый борт. Расписался в ЖПС (журнал подготовки самолета) и вот он уже в кабине.
На КПИ стоял динамик для прослушивания радиоэфира. Слышу как Паша запрашивает запуск и одновременно наблюдаю за его действиями. Дрожи в голосе нет, запрос уверенным голосом, значит все в порядке.
А дальше все, как один миг. Начать руление самолет и я уже не спускал с него глаз. Вот он подруливает к ПТК (пункт технического контроля), проверяет систему управления, вот запрашивает на взлетную, занимает взлетную остановился.
- 41-й первый взлет сам.
-сорок первый взлетайте.
Двигатель на максимал, разбег, отрыв - все! Назад пути нет, передумать нельзя, развернуться и зарулить обратно тоже нельзя, теперь только посадка.
- 41-ый на первом триста.
- 41 выполняйте первый -разрешил руководитель ближней зоны.
- 41-ый понял.
Стою на КПИ, наблюдаю за самолетом, весь полет по кругу. Видимость хорошая, так что самолет видно даже на третьем развороте.
Но самый волнительный момент это когда Паша вышел на глиссаду.
-41-ый дальний, полосу вижу к посадке готов сам
-сорок первому посадка, штиль.
Ближний прошел, помощник молчит, значит по глиссаде идет нормально, да это и так я вижу. Пятьдесят метров - в эфире тишина, тридцать метров. Подходит к высоте выравнивания. Самолет плавно выходит на посадочные углы, недолго планирует примерно на метре и мягко касается бетона. Со стороны это выглядело именно так. Что я почувствовал тогда? Даже не знаю, но совершенно точно это приятное чувство и гордость за то, что научил и выпустил в первый тренировочный первого курсанта в своей жизни.
Паша заруливает, а его уже встречают друзья и однокашники. По традиции при выходе из самолета курсанта подхватывают и поздравляют с первым самостоятельным, подбрасывая в небо, а потом пятой точкой горячо прикладывают к борту самолета.
Паша подходил ко мне с улыбкой. Было видно, что он доволен собой и полетом. И действительно слетал он хорошо.
- Товарищ старший лейтенант, курсант Хромешкин первый самостоятельный полет выполнил!
Поздравил от души Пашу, проинструктировал еще раз к кому он сейчас должен будет пойти доложить и кому подарить традиционные подарки в честь своего первого самостоятельного вылета.
Вот такой он был мой первый курсант, которого я научил с нуля и выпустил в самостоятельный полет.
Если было интересно, то жмите палец вверх, подписывайтесь на канал.
Рекомендации к прочтению:
Инструкторский допуск Лети, сынок, курсанты тебя научат
Зачем курсанту свободный выход Как мой товарищ гуся душил