Вы действительно можете самостоятельно продлить жизнь АКБ (автомобильной кислотной батареи).
✅ Сразу после покупки первым делом зарядите аккумулятор и в дальнейшем заряжайте как можно чаще.
Ездите и заряжайте — аспирин не нужен
Вот и весь секрет. Чудесные «дедовские» способы лучше оставить в прошлом:
- аспирин,
- добавление кислоты
- и прочие экзотические способы оживления от «автожурналистов».
Информация будет полезна и автовладельцам, и пользователям ИБП (источников бесперебойного питания).
⭐ Напоминаем, что у свинцово-кислотных батарей есть альтернативные решения, например, литий-железо-фосфатные (LiFePO4) с 10-летним сроком службы.
В определении научного метода мы опираемся на:
- и публикации в ScienceDirect [источник], где также собраны материалы из научных сообществ по теме свинцово-кислотных АКБ.
Далее мы рассмотрим самые популярные вопросы по автомобильным аккумуляторам:
- нужно ли что-то делать с новым,
- простыми словами о сроке службы всего 3 года
- и 5 способов продлить его.
🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Автомобили
Я установил новый аккумулятор, он прекрасно работает — зачем заряжать?
Производители допускают, что АКБ будет использоваться сразу же после покупки. Они предусмотрели этот сценарий эксплуатации как штатный и готовят изделие именно к такому режиму.
✅ Автомобильные кислотные батареи с завода обладают номинальной разрядной нагрузкой в амперах (CCP, Cold Cranking Performance).
Срок службы АКБ выглядит следующим образом в циклах* зарядки и разрядки.
- 0 циклов. Аккумулятор свинцово-кислотного типа с максимальной мощностью, необходимой, например, для запуска двигателя автомобиля (при условии, что он всё-таки заряжен).
- 0-20 циклов. На первых порах батарее не хватает ёмкости (фактически сейчас она меньше номинальной на ~5%-15%), хотя это и временно.
- 20-50 циклов. Свинцово-кислотному аккумулятору требуется около 50 циклов, чтобы набрать ёмкость.
- 50-200 циклов. Характеристики соответствуют номинальным заводским значениям. Основной период жизни АКБ.
- 200-300 циклов. После 200 циклов ёмкость батареи начинает постепенно деградировать с плавным ускорением процесса.
- 300 циклов. К этому моменту обычная свинцово-кислотная батарея теряет до 30% ёмкости по исследованиям BSI 2010-го года и до 39% ёмкости по исследованиям BSI 2019-го года.
* - Указанные цифры (число циклов) могут быть значительно меньше при воздействии на аккумулятор негативных факторов (например, хранение в разряженном состоянии или регулярная глубина разряда более 50%). Но также могут быть и немного выше (качественные модели, должный уход).
А если простыми словами?
Все указанные выше этапы цикла жизни аккумулятора свинцово-кислотного типа следует объединить в три фазы по ёмкости:
- набор («обкатка»);
- кульминация (номинальное состояние);
- спад ёмкости (старение).
В процессе эксплуатации производители рекомендуют бережно относиться к аккумулятору в период «обкатки»:
- не допускать глубокой разрядки;
- не перегревать;
- не переохлаждать;
- не перегружать пусками;
- не перезаряжать.
Третья фаза длится потерей ёмкости до 70% от номинальной. Допускается использование свинцово-кислотных аккумуляторов с 50% остаточной ёмкости. Однако старение ускоряется. С ёмкостью менее половины от номинальной аккумулятор практически бесполезен на низких пороговых значениях заряда.
В случае автомобильных пусковых аккумуляторов 300 циклов заряда и разряда обычно соответствуют 5 годам регулярного использования. Но это сугубо приблизительный расчёт для свинцово-кислотного типа батарей.
Почему АКБ служит так мало?
Аккумуляторы свинцово-кислотного типа коррозируют, текут, сильно подвержены короткому замыканию. Помимо этих базовых негативных явлений, неизбежны процессы сульфатирования, высыхания, расслоения кислоты, поверхностный саморазряд и так далее.
💡 Главная причина маленького срока служба АКБ — истощение активного материала.
Процесс деградации свинцово-кислотных батарей хорошо изучен. Производители точно рассчитывают момент критического состояния и готовят наиболее оптимальные химические компоненты [источник].
При этом учитывается прогресс. Например, рост нагрузки со стороны современного оборудования (на ИБП) и автомобилей (пусковые АКБ).
Как проще всего продлить жизнь автомобильного аккумулятора?
Во-первых. Новый свинцово-кислотный аккумулятор (автомобильный или для ИБП) удастся подольше сохранить в хорошем состоянии, если после покупки зарядить его перед первым использованием.
Во-вторых. Любой аккумулятор следует хотя бы раз зарядить продолжительным зарядом от 14 до 16 часов (автоматическим зарядным устройством, например).
В-третьих. Полностью заряжайте аккумулятор хотя бы иногда, но чем чаще, тем лучше для срока службы аккумулятора.
В-четвёртых. По возможности храните и тем более заряжайте аккумулятор при умеренной температуре.
В-пятых. Избегайте глубоких разрядов и тем более не заводите автомобиль и не используйте оборудование на севшей батарее.
🔻 Вам также будет интересно:
Напишите в комментарии, какие свинцово-кислотные аккумуляторы вас больше всего порадовали сроком службы, а какие разочаровали?