Найти в Дзене
Журнал Рейс

Крюковой погрузчик FAW 8х4. Надежность и долговечность

Оглавление

26-тонный «мультилифт» – недорогая альтернатива аналогичным машинам на шасси европейских марок.

Чем больше, тем дешевле

В нашей стране крюковые погрузчики (иначе называемые «мультилифтами») в большинстве случаев используют для перевозки мусора и металлолома. Чем больше бункер, то есть объем и вес вывозимого за один рейс груза, тем дешевле обходятся заказчику тонно-километры. Если от машины не требуется особая маневренность, то есть заезд в неудобные дворы и прочие тесные пространства, выгодно использовать объемистые бункеры на 27 или даже на 32 м 3 . Поэтому хорошим спросом у профильных перевозчиков пользуются «мультилифты» на крупнотоннажных строительных шасси грузоподъемностью свыше двадцати тонн. В частности, 26-тонные модели крюковых надстроек, выпускаемые всеми ведущими производителями такой спецтехники. Трехосное шасси 6х4 для перевозки бункера объемом 32 м 3 явно не подойдет – в основном, из-за превышения осевой нагрузки. Зато автомобиль колесной формулой 8х4 – в самый раз, осталось только выбрать марку.

Про мотор

В сегменте недорогих строительных шасси правит бал наш КАМАЗ, но в спину ему дышат китайцы. Например, «четырехосник» FAW CA3310 выгодно отличается от бюджетных версий камской машины куда более надежным (нежели ветеран КАМАЗ 740) двигателем. Напомним, фирма имеет собственное моторное производство – подразделения FAW DE.
Одиннадцатилитровый 390-сильный агрегат модели CA6DM2-39E 5, что ставят на четырехосные шасси FAW CA3310 – это рядная 24-клапанная «шестерка» с расположенным в головке блока распредвалом. Другая особенность мотора – интегрированный в механизм ГРМ мощный моторный тормоз.

11-литровый китайский двигатель вполне надежен, проблем с ним нет
11-литровый китайский двигатель вполне надежен, проблем с ним нет

При его активации рычажком на руле (если частота вращения коленвала превышает 1000 об/мин) двигатель переходит в режим компрессора – выпускные клапаны остаются открытыми на всех тактах, кроме впуска, и поршни сжимают воздух в небольшом объеме перекрытого заслонкой выпускного коллектора. На поставляемых в Россию шасси FAW моторы соответствуют нормам Евро 5. Это обеспечивают топливная аппаратура Common Rail с компонентами Bosch и система каталитической нейтрализации окислов азота раствором мочевины.

Аппаратура Common Rail не любит «бодяжного» топлива, а стоит дорого
Аппаратура Common Rail не любит «бодяжного» топлива, а стоит дорого

Про коробку

Коробка передач на строительных шасси FAW, обычно, модели FastGear 12JSD 180TA – 12-ступенчатый агрегат китайского производства. В основном блоке шесть передач переднего хода, а еще шесть (в нижнем ряду) дает планетарный демультипликатор. В приводе механизма переключения – телескопическая тяга.

12-ступенчатая КП марки Fast Gear управляется телескопической тягой
12-ступенчатая КП марки Fast Gear управляется телескопической тягой

Про ходовую

Запас прочности рамы с тройными лонжеронами высотой 320 мм и толщиной стенки 8+8+8 мм вполне достаточен для работы с серьезным перегрузом. Нет проблем и с ведущими мостами номинальной нагрузкой по 16 тонн – они со ступичными редукторами и принудительной блокировкой межколесных дифференциалов. В третьем проходном мосту блокируется и межосевой дифференциал.

От смещения в продольном направлении ведущие мосты удерживают реактивные тяги с сайлентблоками
От смещения в продольном направлении ведущие мосты удерживают реактивные тяги с сайлентблоками

В рессорах балансирной подвески тандемной тележки по 12 листов, передние неведущие оси опираются на 10-листовые полуэллиптические рессоры с шарнирами на бронзовых втулках с пресс-масленками. Колеса крепятся к ступицам фланцевыми гайками, размер шин 315/80 R22,5. Тормоза с пневмоприводом и элементами WABCO, рабочие механизмы – барабанные.

В параболических рессорах балансирной подвески – по 12 листов
В параболических рессорах балансирной подвески – по 12 листов

Про кабину

Кабина модели J6P в единственной конфигурации со спальным местом размером 220х70 см положена всем, продаваемым в России, «крупнотоннажникам» FAW. Автомобили поколения 2018 года с современной кабиной J7 разработки итальянского ателье ItalDesignGiugiaro в нашу страну официально пока не поставляют.

Для вентиляции кабины можно приоткрывать поворотные форточки
Для вентиляции кабины можно приоткрывать поворотные форточки

Про надстройку

В отличие от самосвалов FAW, поступающих на российский рынок в виде готовых полнокомплектных автомобилей с китайским VIN-номером, крюковые погрузчики собирает российское предприятие «Спецавтотехника» в подмосковном Селятино. Из Китая туда доставляют шасси FAW, а из Европы – комплекты надстройки голландской фирмы HIVA. В данном случае, речь о модели T26-65-S. Первая буква в обозначении указывает на семейство погрузчиков Titan, число 26 – номинальная нагрузка в тоннах, 65 – длина крюковой рамы в десятках сантиметров, а буквой S зашифрован тип конструкции со скользящей крюковой рамой.

В таком положении стрелы погрузчик зацепляет дышло бункера крюком. Следующая фаза – подъем
В таком положении стрелы погрузчик зацепляет дышло бункера крюком. Следующая фаза – подъем

Надстройка весит 2850 кг и состоит из трех подвижных, друг относительно друга, основных частей. Задняя рама закреплена на шасси автомобиля, передняя шарнирно качается на задней, а крюковая – с захватом на стойке – скользит по передней. Фактически, передняя и крюковая рамы представляют собой телескопическую стрелу со встроенным гидроцилиндром. А поднимают эту стрелу два других гидроцилиндра, расположенные по обе стороны на задней раме.

Про технологию

Погрузка бункера для опытного водителя сложности не представляет. Он сдвигает крюковую раму назад, поднимает стрелу пока крюк не опустится до уровня дышла бункера, подает машину задним ходом, «прицеливается» по зеркалам и… дышло попадает на крюк. Следующая фаза – наклон передней рамы к кабине. При этом передняя часть бункера поднимается вверх. А если в бункере пара десятков тонн металлолома, то сильно нагружается не все шасси, а избирательно его задний свес, и автомобиль стремится «встать на дыбы», подняв кабину. Ведь выдвижных аутригеров, как на автокране, на этой машине нет. Уменьшить эффект опрокидывания призваны так называемые «стабджеки», то есть, гидравлические блокираторы балансирной подвески задней тележки.
Поднятый бункер затягивают на машину, телескопируя крюковую раму из передней. Полозья бункера попадают на ролики, закрепленные в задней части надстройки, и емкость скользит вперед, пока не ляжет на упоры. Срабатывают гидрозамки, фиксирующие бункер, и все – можно ехать.
Третьей точкой фиксации (за дышло) выступает крюк, и, благодаря его значительной высоте над шасси, бункер во время движения надежно закреплен в двух разнесенных на значительное расстояние плоскостях.
При работе с прицепом, водитель вначале затягивает первый бункер с земли на тягач, затем подает задним ходом к прицепу и перетаскивает бункер на него – телескопического хода стрелы для этой операции вполне достаточно. Остается только снова загрузить тягач, уже вторым бункером, и сформировать сцепку.

Крюк для захвата дышла бункера выполнен из высокопрочной стали
Крюк для захвата дышла бункера выполнен из высокопрочной стали

Про качество и сервис

Надежность и долговечность надстроек марки HIVA обеспечивает должное качество изготовления и применяемых материалов. Например, рамы сделаны из стали Domex, крюковой захват – из стали Weldox. Годами без проблем служат гидроцилиндры немецкого производства. Широкая сеть авторизованных сервисных центров HIVA есть и в России, поэтому гнать технику на ремонт куда-то очень далеко нашим эксплуатационщикам, как правило, не приходится. С сервисной сетью по марке FAW несколько хуже, однако, крупные перевозчики уже приспособились ремонтировать китайскую технику самостоятельно.

Читайте и смотрите на Дзене:

Французский «Мультилифт» Marrel AL20 S59
К
рюковой погрузчик ТК-7066 на шасси JAC N80

Читайте на Рейс.РФ:

Самосвал FAW CA3250 с двигателем Евро-5
Самосвалы FAW CA3310. Опыт эксплуатации