Найти в Дзене

Про дирижабли, часть 3.

В части 2 мы оценили качество дирижаблей трех групп - большие, средние и малые - на максимальной скорости.

Результаты следующие:

Большие: Качество от 26 до 38 на максимальной скорости, которая, в свою очередь, от 128 км/ч до 140 км/ч.

Средние: Качество от 11 до 19 на максимальной скорости, которая, в свою очередь, от 113 км/ч до 128 км/ч.

"Маленькие" дирижабли - качество от 7,7 до 8,8 на максимальной скорости - от 116 км/ч до 125 км/ч.

Качество на максимальной скорости на графике
Качество на максимальной скорости на графике

Так как сопротивление имеет квадратичную зависимость от скорости, а аэростатическая подъемная сила величина постоянна и от скорости не зависит, то по полученным точкам мы можем построить графики.

Причем, в сторону меньших скоростей это вполне реальные характеристики, дирижабли летали на таких скоростях. В сторону больших скоростей - гипотетические характеристики - если бы использовались более мощные двигатели при не увеличивающейся массе - например, турбовинтовые двигатели.

Дополнительное ограничение - по скоростному напору на конструкцию. Но мы смотрим общую закономерность, "зоны обитания" тех или иных аппаратов, потому такое продление характеристик вполне допустимо.

Графики зависимости качества от скорости
Графики зависимости качества от скорости

Уменьшим масштаб - увеличим поле графика по обеим координатам.

Графики зависимости качества от скорости - расширенный диапазон
Графики зависимости качества от скорости - расширенный диапазон

Выберем аппараты тяжелее воздуха для сравнения. Для начала из класса самолетов. Возьмем самый тихоходный и, наверное, единственный широко применяемый биплан - Ан-2. Вторым - небольшой турбовинтовой самолет Ан-24 или его грузовую (транспортную) модификацию - Ан-26.

-4

Совместим графики.

Совмещенные графики
Совмещенные графики

Наш совмещенный график дает ответы - почему дирижабли проиграли самолетам.

Для сколь нибудь быстрой доставки пассажиров или грузов дирижабли далекие аутсайдеры - их так называемая "бесплатная" аэростатическая сила на скоростях немного больше 30 м/с (100 км/ч) становится очень даже платной, за счет большого сопротивления оболочки.

Попытка разогнаться до скоростей небесного тихохода Ан-2 "роняет" их величину качества до величины много меньше 10. Это требует значительного увеличения мощности двигателей, а это вес, более прочной и тяжелой конструкции, которая сможет противостоять скоростному напору - еще вес. Но самое главное - уменьшившееся качества потребует значительно большего количество топлива на тонно-километр. И это еще без учета встречного ветра, который значительно ухудшает характеристики. Про ветер, куда он сдвигает графики - посмотрим отдельно.

Но если только не гнаться за скоростью, и не пытаться "бороться с природой" - летать со встречными ветрами - проявляются очень большие плюсы. Фактическое качество на сниженных скоростях в разы больше, нежели у самолетов. А это меньший расход топлива на тонно-километр, и очень большая дальность без дозаправки - очень высокая автономность.

Часть 4.

Другие статьи по этой тематике можно найти здесь: Содержание канала.