Найти тему
История войн и оружия

Истребители "Аэрокобра" P-39 модификаций K, L и M.

Р-39К
Р-39К

"Аэрокобра" тип P-39G имела три модификации получившие собственные буквенные обозначения К, L и М.

Первым появился Р-39К-1 ("Модель 26А"), он получил мотор V-1710-63 (1 150 л. с.), его летные данные примерно соответствовали P-39D-2. Всего собрали 210 самолетов. На фронте сделали шесть Р-39К-2 с фотокамерами и дополнительной броней, как у F-2. Был единственный экземпляр К-5 с новым мотором V-1710-85.

Он развивал максимальную скорость 587 км/ч, практическая дальность была 805 км, практический потолок 9 900 м.

Вооружался он одной 37-мм пушкой М4 (30 снарядов), двумя крупнокалиберными синхронными пулеметами (по 200 патронов) и четырьмя пулеметами обычного калибра в крыльях (по 1 000 патронов).

Р-39L
Р-39L

Следующей модификацией стал Р-39L ("Модель 26B") на ней вернулись к пропеллеру "Кэртис" с электроуправлением. Поставили усиленную вилку стойки шасси, которая позволяла рулить на больших скоростях и уменьшавшая сопротивление при разбеге. Под крыльями смонтировали по одному пакету из трех пусковых труб для реактивных снарядов, но нет упоминаний о случаях их использования. Чтобы облегчить эксплуатацию зимой, в маслобаке предусмотрели колодец прогрева с электронагревателем, питавшимся от наземного источника тока. Появились зимние шипованные покрышки. Пилот мог высунуть руку в специальную форточку в левом переднем стекле фонаря и соскрести лед с козырька. На самолетах для ВВС США ставили радиостанции SCR-522A, для поставляемых в СССР - SCR-274N. На некоторых самолетах монтировали радиополукомпасы Бендикс MN-26, его кольцевая антенна располагалась под задней частью фюзеляжа. Самолет мог нести три вида подвесных баков: 284,426 и 568 л.

Максимальный взлетный вес истребителя по сравнению с P-39D вырос на 100 кг до 4 131 кг. Но скорость, особенно на малых высотах осталась на прежнем уровне. Сделали 11 P-39L-2 фоторазведчиков.

Р-39М ("Модель 26D") получил более высотный мотор V-1710-67. У земли скорость упала, разбег увеличился. На 4 575 м максимальная скорость выросла до 595 км/ч, на большей высоте она падала. Большая часть из 240 самолетов получила винты "Эйропродактс", одна из серий Р-39М-1 получила моторы с автоматическим регулятором наддува V-1710-83 и пропеллерами "Кэртис". Наддув увеличили за счет оборотов нагнетателя. Взлетная мощность уменьшилась до 1 200 л. с., но падала дальше она не так резко, как раньше. Ближе к потолку скорость выросла на 50 - 55 км/ч, у земли упала на 7 - 8 км/ч. Р-39М получила несбрасываемый перегоночный подвесной бак, он имел форму полукапли и вмещал 662 л.

Р-39М
Р-39М

Выпустили 8 самолетов М-2, которые были ближними разведчиками с дополнительной броней и фотоаппаратами.

Выпуск "Аэрокобр" наращивали, из-за их востребованности советскими ВВС, в СССР они использовались как фронтовые истребители. Конструкторы должны были или повышать летные данные самолета, то есть ставить более мощный мотор или облегчать машину. Или для варианта штурмовика должно было быть поставлено мощное вооружение и бронирование, что делало истребитель тяжелее.

P-39N ("Модель 26F") была построен в 2 095 экземплярах в трех вариантах. Первые 166 машин N-0 получили моторы V-1710-85 (1 150 л. с.). Они отличались от V-1710-83 редуктором с другим передаточным отношением, обороты на выходном валу уменьшились, мощность осталась прежней. Винт был "Эйпродактс" 3,53 м (на 0,36 м больше старого).

На P-39N-1 для облегчения самолета уменьшили запас топлива. Из 12 баков общей емкостью 455 л, убрали 4, объем упал до 330 л. Взлетный вес упал с 4 130 кг до 3 975 кг. Центровка самолета изменилась. Демонтированные баки можно было установить обратно. В СССР недостающие баки устанавливались сразу же.

Максимальную скорость он развивал 605 км/ч. Дальность была как у модификации К. Потолок вырос до 10 730 м.

P-39N
P-39N

На 695 самолетах P-39N-5 убрали 17 кг брони (осталось 88 кг). Заменили радиостанцию SCR-535A на SCR-695, за головой пилота вместо бронестекла поставили стальной заголовник.

В кислородную систему ввели легочный аппарат, который регулировал подачу газа, раньше пилот сам крутил вентиль и ориентировался на свои ощущения.

P-39N
P-39N

Часть самолетов переоборудовали в разведчики, так появились 35 P-39N-3 (из N-0), 128 Р39-N-2 (из N-1) и 84 P-39N-6 (из N-5).

Спасибо за прочтение.

Владимир Котельников. "Аэрокобра" - Американский истребитель для сталинских соколов