Этот текст написан в продолжение беседы в комментариях к некоему посту в Фейсбуке. Очередная попытка словами объяснить то, что трудно поддаётся выражению в словах. Но это неважно.
Думаю, что текст будет интересен только тем, кто всерьёз занимается «духовным поиском». Возможно, не только в аспекте «недвойственности», а вообще. Впрочем, и это неважно.
Совершенно уверен, что найдётся множество людей, которые не согласятся с написанным. И это уж точно не имеет никакого значения. Потому что это слова, которые по определению не содержат никакой окончательной истины, а значит, их можно и нужно подвергать сомнению.
И да, это длинный текст.
-----
*для упрощения и сокращения я буду использовать в тексте личные местоимения и определения, хотя это некорректно
-----
Когда Пробуждённый Мастер говорит нечто, касающееся всяческого рода «духовного пути», он обычно (часто) встречает непонимание и сопротивление. Это ни в коем случае нельзя рассматривать как нечто плохое. И тем более нельзя рассматривать людей, проявляющих эти чувства, как (подставьте любое подходящее негативное определение).
Этому есть две совершенно естественные причины. Они просто Есть, это данность, которая встроена в Проявленный Мир и человека, как аспект Безначального Дао.
Первая причина в том, что (банальность, которой две с половиной тысячи лет) «Дао, выраженное словами, не есть постоянное [ истинное ] Дао». Слова по сути своей ограничены и не могут передать никакую истину, но лишь указать в её направлении. Однако сколько людей, столько и индивидуальных восприятий, в том числе восприятий слов. И если для кого-то конкретные слова конкретного Мастера послужат если и не совсем прямым, то достаточно верным указателем, для другого они покажутся пустыми и глупыми.
И наоборот — слова другого Мастера поменяют этих людей местами. Индивидуальность изложения накладывается на индивидуальность восприятия, и если не происходит того, что Рам Цзы называет резонансом, слова остаются пустыми. Не становятся указателями, не имеют смысла.
Вторая причина состоит в том, что никакими усилиями ума, воображения и чувства невозможно действительно понять, что такое отсутствие Отдельности. Даже те, кто испытывал временные переживания Недвойственности, впоследствии могут питаться только воспоминаниями об этом, пропущенными через сегодняшний ум и сегодняшнюю вовлечённость.
Зато каждый ищущий имеет представление о том, что такое Дао и Пробуждение. Вольно или невольно в голове складывается мысленная конструкция. Она может быть сложнее или проще, но она всегда продукт смешения чужих слов, собственных практик и переживаний, принятых в основу мировоззрения концепций и построенных на этих основаниях выводов.
И она всегда(пдчркнт) не имеет отношения к реальности. Максимум — это некая более или менее плотная её тень. И как любая тень, она не передаёт всей полноты.
К ак бы ни старался человек представить себе, что такое (вот здесь сложно, я использую заезженный штамп, но думаю, что это лучшее из возможного) Полное Отсутствие Эго, он не сможет. Он вполне может считать иначе, но это будет иллюзией. Просто за невозможностью представить это во всей полноте.
А в человеческих привычках мерять всё если и не по себе, то по тому, что человек может себе представить. А в голове у человека есть вполне оформившееся представление о том, что такое Пробуждение и каков должен быть Настоящий Пробуждённый Мастер. Он, возможно, не сможет его сходу сформулировать — но конструкт сидит в голове и претендует на роль эталона.
Ч то получается в итоге?
«Ага, вон сидит человек. Говорит, что он Пробуждённый Мастер. Чего-то он не похож вообще-то. Неубедительно. И говорит какие-то странные вещи, ну как Мастер может такое нести? Точно выделывается. Ну понятно же, что это всё умом придумано, нахватался концепций и теперь эго так и прёт, вон, совсем не похоже на то, что (подставить имя более правильного Мастера) говорит! Истину, вишь, вещает. Шарлатан. Или реально думает, что пробуждённый, видали мы таких — накрыло самадхи, вылез весь в обалдении и теперь разливается.»
Это упрощение, естественно. Но суть, я думаю, примерно такая. Отличия в нюансах.
Я повторю: это нормально. И человек, который так думает, не подлежит никаким качественным оценкам. Это просто то, что Есть. Потому что - ну как человек может определить, что перед ним Пробуждённый? Да никак. Нет у него органов чувств, которые достоверно могут ему это подсказать. Не-ту. Он может что-то ощущать, но это, знаете, такое… «Я сам обманываться рад» и причин для такого самообмана может быть множество.
Тяжёл и тернист путь ищущего. )))
Если возникает резонанс, все эти умственные конструкции могут быть просто забыты и отставлены в сторону. А вот если нет…
Всё, что говорит Мастер, воспринимается как ещё одни слова ещё одного человека, такого же, как ты сам или все вокруг, которые являются очередной концепцией, порождённой умом и имеющие определённый вес только в случае, если «духовный путь» его на твоих личных весах значителен.
А на самом деле там нет никого. Видимость. Ни человека нет, ни ума, который бы концептуально мыслил и порождал из этих концепций некие выводы, оформленные в слова. Там сидит Безначальное Дао и в форме, заданной ограниченностью Проявленного Мира и своего человеческого аспекта расставляет некие указатели. Даже не на истину — а на ту тропинку, по которой можно пойти, чтобы — возможно — найти там нечто, к ней относящееся.
Или нет.
И Дао абсолютно всё равно, что произойдёт после расстановки этих указателей. Потому что это, как и всё остальное, просто происходит. Хотя кажется, что не просто, а с вовлечённостью в это некой личности.
Но это же невозможно, правда? Вот же, человек из мяса и костей говорит слова, так же как и ты, и мозгой наверняка при этом думает. Из головы, значить, говорит. Из ума. Ну потому что не похож, сука такая, на настоящего Пробуждённого Мастера!
А говорящему совершенно неважно, что подумает слушающий. Потому что всё Просто Происходит. И никаких ожиданий нет. А Есть только то, что Есть.
Чисто по человечески мне иногда интересно — как представляют себе люди «подтверждение Пробуждения»? В виде официальной гуады о Просветлении? )))