В 1950-х гг. прошлого века канадское Министерство водного транспорта активно вкладывалось в ледокольные суда для обеспечения навигации в зимнее время. К тому времени внешние судоходные пути Канады успешно обслуживались ледокольными судами - можно вспомнить ледоколы “N. B. Mclean”, “Ernest Lapointe” и заменившие их позже ледоколы класса “Wind”. Но оставалась необходимость в обеспечении безопасной навигации и ледовой проводки во внутренних водах Великих озёр. Великие озёра - система больших пресноводных водоёмов, расположенных на границе Канады и США. Озёра, соединённые между собой и через реку Святого Лаврентия с Атлантическим океаном, являются важнейшим торговым путём, но к сожалению замерзающим в зимнее время года. Для решения этих задач на верфях Порт-Артура Министерством водного транспорта было заказано многофункциональное ледокольное судно. Ледокол должен был заниматься проводкой судов во льдах, обслуживать навигационное оборудование, работать как судно снабжения и при необходимости вести спасательные работы.
Ледокол спустили на воду летом 1958 г. с именем "CGS Alexander Henry". Приставка CGS означает "Canadian Government Ship" - канадский правительственный корабль. Позже в 1962 г. её сменит CCGS - "Canadian Coast Guard Ship", судно канадской береговой охраны. Само имя ледокол получил в честь канадского торговца Александра Генри, промышлявшего торговлей мехом в XVIII в. Судно длиной 64 м приводилось в движение двумя дизельными двигателями, общей мощностью более 3500 л.c., на палубе располагались краны и оборудование, необходимые для установки навигационных буев.
Свою трудовую деятельность “Александр Генри” начал в 1959 г. В зимний период ледокол круглосуточно был занят ледовой проводкой торговых судов. С началом весны судно проходило основными судовыми маршрутами, взламывая лёд, тем самым провоцируя раннее начало ледохода и освобождение акватории ото льда. В городе Тандер-Бэй появление “Александра Генри” означало приход весны и ежегодно сопровождалось народными гуляниями на набережных (такая масленица по-канадски). В летнее время ледокол занимался обслуживанием навигационного оборудования, установкой буёв, снабжением и сменой смотрителей маяков. Как раз смены сотрудников, обслуживающих труднодоступные маяки, и снабжение их припасами являлись самыми сложными и опасными операциями.
В 1961 г. было принято решение оснастить ледокол вертолётом, благо площадь и сооружение палубы это позволяли. В 1976 г. канадцы задумались об альтернативных способах борьбы со льдом и начали испытания ледокольной платформы на воздушной подушке. Суть идеи в том, что к носу судна присоединяется платформа на воздушной подушке, мощным потоком воздуха ломающая лёд.
К слову, в Советском союзе тоже были такие эксперименты, о них мы рассказывали вот здесь - ледокольная платформа “Торос”. Для испытания платформы был задействован ледокол “Александр Генри”, проходя с платформой тяжелые льды великих озёр. Платформа хорошо себя показывала особенно в пресных водоёмах, но потребляла чрезмерно много топлива и была очень шумной, поэтому от массового производства отказались, хотя и сейчас в Канаде суда на воздушной подушке участвуют в ледокольных работах. “Александр Генри” рано ушел на пенсию, отработав всего 26 лет, В 1985 г. ледокол списали из-за ввода в строй нового ледокола “Samuel Risley”. Канадцы, кажется, в принципе не способны расставаться со своими ледоколами никогда - о многих списанных канадских ледоколах, превращенных в музеи, мы уже рассказывали, и “Александр Генри” не исключение. Ледокол передали музею Великих озёр в Кингстоне, на борту организовали небольшую экспозицию, учебные и лекционные классы для студентов вузов, а также хостел и кафе.
Всё вроде бы сложилось неплохо, но в 2016 г. музею пришлось переехать, а место швартовки “Александра Генри” передали частному лицу. Судьба ледокола снова оказалась неопределённой, городским властям Кингстона необходимо было избавиться от судна. Обсуждались варианты затопления ледокола и использование его в качестве искусственного рифа (что порадовало бы местных дайверов) или же банальная утилизация, но неожиданно самым дешевым и к тому же гуманным оказался третий вариант. Группа энтузиастов из г. Тандер-Бэй (того самого, где ледокол “Александр Генри” встречали каждую весну как праздник) создала организацию “Общество транспортных музеев Лейкхеда” и попросила власти Кингстона передать музейное судно городу.
Это оказалось самым дешевым вариантом - ледокол был официально продан за 2 (два!) $, а также власти Кингстона оплатили транспортировку судна из Кингстона в Тандер-Бэй, что всё равно оказалось дешевле утилизации. Сейчас ледокол пришвартован на набережной Тандер-Бэя на радость местным жителям, считающим его “своим” ледоколом - на его борт можно подняться и познакомиться с судном лично или пройтись с экскурсией.
Обязательно подпишитесь на Cozy Eisbrecher, чтобы узнать больше интересных историй! Понравилась статья - не забудьте поставить лайк, не понравилась или есть что добавить - давайте обсудим в комментариях.
Мы в Telegram