Удивительный союз – компании, производящие собственный продукт – свежеобжаренный кофе, начинают продвигать чай. Разбираемся у кого можно купить вкусный чай собственного бренда и почему кофейным компаниям можно доверить выбор чая.
Кофе и чай – заменяют или дополняют?
Начать хочу про сам феномен: почему обжарщики кофе стали заниматься чаем?
На языке маркетологов кофе и чай – товары субституты – исключающие одновременное потребление, заменяющие друг друга. Часто именно такой пример и приводят, например, выдержка из журнала "Генеральный директор":
Субституты – это похожие, взаимозаменяемые товары, один из которых помогает заместить другой, в случае роста цен на первый (из-за неурожая, подорожания сырья, кризиса и т.д.) (...) К товарам-субститутам относятся товары, сопоставимые по своему функциональному назначению, области применения, качеству, техническим характеристикам. Конечно, товары-заменители не являются 100% аналогами. У каждого из них есть некоторые уникальные свойства, которых нет в их эквиваленте. Но в принципе оба они направлены на удовлетворение одних и тех же потребностей. Классический пример – кофе и чай (два тонизирующих напитка).
В той же маркетинговой теории противоположность товарам-субститутам – товары-комплименты. Например, кофе и сливки или чай и сахар – взаимодополняемые товары.
Так вот, как дипломированный маркетолог, считаю, что пример кофе и чая как товаров-субститутов – неверный. Поясню. Да, человек не сможет одновременно употребить кофе и чай на завтрак, выберет какой-то один напиток. Но в контексте качественного подхода к выбору продуктов, наслаждения вкусами, потребитель свежеобжаренного кофе высокого качества скорее всего станет и поклонником качественного чая.
Гедонист – вот она целевая аудитория обжарщиков кофе, кто добавляет в свой ассортимент качественный чай с интересным вкусом.
Тот, кто выбрал свежую обжарку кофе, свежий помол, с большой вероятностью откажется от девшевого пакетированного чая. Есть, конечно, риск, что со временем заядлый кофеман подсядет на какой-нибудь пуэр. Но это уже исключительные истории.
Зачем покупать чай у обжарщиков кофе?
Эксперты во вкусе. Эксперты в описании вкусовых свойств продукта.
Эксперты в выборе и прослеживаемости сырья.
Эксперты в упаковке и хранении продуктов.
Эксперты в понимании ценобразования и логистики из стран произрастания.
Это все верно для тех компаний, кто профессионально занимается обжаркой кофе, участвует в чемпионатах по обжарке кофе, завариванию кофе, чемпионатах по каптейстингу. В кофейной индустрии России достаточно профессионалов, кто хорошо погружен в продукт – от ростка до чашки.
Этот же подход кофейные компании начинают переносить на чай.
Расскажу, кто занимается чаем в кофейных компаниях – для понимания уровня мастеров:
Даблби – Никита Тютчев
Руководитель чайного направления "Даблби" и "Перфекциониста". Чемпион Москвы и призёр Чемпионата России Tea Masters Cup («Чайная композиция»). Судья чемпионата Tea Latte Art.
Just Coffee – Роман Сорокин
Стаж в кофейной индустрии 6 лет, стаж в чайной индустрии более 3х лет (ранее работал в Даблби). Победитель Московского отборочного этапа Tea Master Cup 2018 – 2019, 3 место на Российском чемпионате Tea Master Cup 2019, 3 место Russian TMC Tea Mixology 2020.
FLIP – Анна Свищева
Победитель российского чемпионата по чайной миксологии 2017, бывший руководитель чайного направления Даблби, главная по чаю в компании FLIP, автор фирменных чайных смесей. Интервью с Анной Свищевой про чай можно посмотреть здесь.
Торрефакто – Артем Каханский
Чемпион России в номинации в номинации «мастерство приготовления чая» Tea Masters Cup 2019 года, ученик одной из древнейших чайных школ Японии – Омотосэнкэ.
Где покупать чай заодно с кофе?
Или только чай. Ниже список обжарщиков кофе, кто продвигает культуру чая. У них на сайтах есть полная информация о лотах – год урожая, происхождение, описание вкуса и рекомендации по завариванию. И этот чай они продают под собственной торговой маркой в каталоге.
- Даблби (и Перфекциониста) – первыми из обжарщиков спешелти кофе стали двигать культуру чая – как в меню сети кофеен, так и на предлагая чай на полке. Выбор в каталоге от ассама и дяньхуна до липы с мелиссой.
- Джаст кофе – в разделе чая можно найти как саган дайля из Бурятии, так и шэн пуэр из Юньнаня. У ребят интересный инстаграм с чайными рецептами.
- Торрефакто – в конце 2020 добавили чай; в каталоге большой выбор белого, зеленого, красного чаев и улунов, а еще много пуэров.
- Tasty Coffee – давно обзавелись чайным разделом каталога: несколько десятков видов – от вязаного чая до фруктового; коллектив компании проходил обучение по чаю у Дмитрия Соболева из Oh My Tea и Никиты Тютчева из Даблби.
- FLIP – в каталоге маття, черный чай и улуны, а еще авторские чайные смеси, например, с нектаром агавы, кардамоном и корицей. Цены достаточно высокие, зато красиво оформлено – хороший вариант для подарка.
Продолжение следует: с какого чая начинать знакомство и где еще покупать качественный чай.